Грузооборот морских портов России

Объём перевалки грузов в морских портах России за 2012 год увеличился по сравнению с 2011 годом на 5,9% и составил 567,1 млн. т, в том числе сухогрузов – 251,8 млн. т (+7,3%), наливных – 315,3 млн. т (+4,7%) (рис.1).

Объём перевалки грузов в морских портах России за 2012 год

Перевалка наливных грузов увеличилась за счёт перегрузки сырой нефти на 2,6% до 198,4 млн. т и нефтепродуктов на 8,0% до 114,0 млн. т.

Рост объёма перевалки сухогрузов через морские порты России в 2012 году обусловлен увеличением перевалки угля на 13,9% до 89,2 млн. т, грузов в контейнерах на 8,3% до 42,7 млн. т, чёрных металлов на 4,8% до 25,6 млн. т, зерна на 23,3% до 24,0 млн. т, грузов на паромах на 6,1% до 8,3 млн. т и цветных металлов на 1,9% до 4,2 млн. т. В то же время сократились объёмы перевалки минеральных удобрений на 17,0% до 10,4 млн. т, руды на 9,5% до 7,2 млн. т, лесных грузов на 4,1% до 5,9 млн. т, рефгрузов на 13,9% до 3,9 млн. т и металлолома на 3,2% до 3,7 млн. т.

Анализ грузооборота морских портов по направлениям показывает, что рост объёмов перевалки отмечен в экспорте и импорте на 9,3% и 6,3% соответственно, снижение отмечено в каботаже на 0,9% и транзите на 18,4%.

При этом объём перевалки сухогрузов вырос во всех направлениях: в экспорте на 9,0%, в импорте на 1,4%, в транзите на 24,2% и в каботаже на 4,5%.

объём перевалки сухогрузов вырос во всех направлениях

Рис. 2

На долю экспортных грузов приходится 78,9% от общего грузооборота портов, импортных – 8,4%, транзитных – 7,1%, каботажных – 5,6% (рис. 2).

 В Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном бассейнах перегружается 36,6%, 31,2% и 23,6% грузов соответственно. Доля Арктического бассейна составляет 6,6%, Каспийского – 1,9%. (рис. 3).

Доля перевалки грузов в морских портах России за 2012 г. в распределении по бассейнам

Рис.3

Грузооборот морских портов Арктического бассейна снизился на 5,7% (Рис.4) за счёт наливных грузов, и составил 38,7 млн. т. В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 207,2 млн. т грузов, что выше 2011 года на 11,6%. Объём перевалки грузов морских портов Азово-Черноморского бассейна вырос на 2,3% за счёт сухогрузов и составил 176,7 млн. т. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна уменьшился на 5,1% за счёт сухогрузов и составил 10,0 млн. т. В Дальневосточном бассейне переработка грузов увеличилась на 7,1% до 134,4 млн. т.

перевалки грузов по бассейнам за 2012 г

Рис. 4

В Арктическом бассейне увеличился объём погрузочно-разгрузочных работ в портах Архангельск, грузооборот которого составил 5,2 млн. т (+20,9%), и Дудинка – 1,1 млн. т (+2,8%). Снизился грузооборот в портах: Мурманск - до 23,7 млн. т (-7,8%), Витино - до 3,8 млн. т (-10,6%), Варандей - до 3,1 млн. т (- 21,5%), и Кандалакша - до 0,7 млн. т (-20,7%).

В Балтийском бассейне увеличение объёмов погрузочно-разгрузочных работ отмечено в портах Усть-Луга, грузооборот которого составил 46,8 млн. т (рост в 2,1 раза за счёт ввода в эксплуатацию нефтеналивного терминала БТС-II и контейнерного терминала), Высоцк – 13,6 млн. т (+1,6%), и Выборг – 1,5 млн. т (+32,5%). Снизился объём перевалки грузов в портах Большой порт Санкт-Петербург – до 57,8 млн. т (-3,6%), и Калининград – до 12,7 млн. т (-4,8%).

Грузооборот Азово-Черноморского бассейна вырос в портах: Новороссийск – на 1,0% и составил 117,4 млн. т, Ростов-на-Дону – на 8,0% до 11,1 млн. т, Кавказ – на 13,4% до 9,4 млн. т, Азов – на 6,6% до 5,1 млн. т и Тамань – в 3,0 раза до 3,6 млн. т (за счёт ввода в эксплуатацию терминалов для перевалки СУГ и зерна). Понижение объемов грузооборота произошло в портах: Туапсе – на 8,2% и составил 17,8 млн. т, Ейск – на 11,6% до 3,6 млн. т, Таганрог – на 1,4% до 3,4 млн. т, и Темрюк – на 3,5% до 2,3 млн. т.

В Каспийском бассейне грузооборот вырос в портах Махачкала (на 12,5% и составил 6,0 млн. т), и Оля (в 1,3 раза до 0,8 млн. т). Сокращение объемов произошло в порту Астрахань – на 30,2% до 3,2 млн. т.

В Дальневосточном бассейне увеличение объёмов погрузочно-разгрузочных работ отмечено в портах: Восточный – на 10,9%, его грузооборот составил 42,5 млн. т, Ванино – на 6,5% до 20,3 млн. т, Находка – на 13,4% до 17,0 млн. т, Владивосток – на 11,5% до 13,2 млн. т, Посьет – на 9,5% до 5,8 млн. т, Петропавловск-Камчатский – на 7,1% до 2,6 млн. т, Шахтёрск – на 11,3% до 1,7 млн. т, Корсаков – на 3,2% до 1,5 млн. т и Магадан – на 10,2% до 1,3 млн. т. Снизился грузооборот в портах: Де-Кастри – на 8,3% до 7,4 млн. т, Холмск – на 15,3% до 1,9 млн. т, и Ольга – на 10,2% до 1,5 млн. т.

Доля перевалки российских экспортно-импортных грузов в морских портах России за 2009-2012 годы составила: в 2009 году – 81,95%, в 2010 году – 83,56%, в 2011 году – 82,90%, в 2012 – 84,99%.

Структура грузооборота морских портов, (%)

Структура грузооборота морских портов, (%)

Рис.5

По итогам 2012 года в морские порты России прибыло с моря 55,0 млн. т грузов, что на 2,0% больше, чем за 2011 год, из них сухогрузов – 47,0 млн. т (+0,6%), наливных – 8,0 млн. т (+10,9%).

Автомобильным транспортом из морских портов России за 2012 год отправлено 35,0 млн. т, что на 5,5% больше чем за 2011 год, по железной дороге – 11,9 млн. т (-7,6%), трубопроводным транспортом – 5,5 млн. т (+11,1%), речным – 1,9 млн. т (+12,1%) и морским – 0,7 млн. т (-41,7%).

Основная доля грузов, отправляемых из морских портов, осуществляется автомобильным транспортом – 63,6% и железнодорожным транспортом – 21,6%. На трубопроводный транспорт приходится 10,0%, речной – 3,4%, морской – 1,3% (рис.5).

За 2012 год перевалка контейнеров составила 5,1 млн. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) и выросла по сравнению с 2011 годом на 9,5% (рис.7), в том числе количество гружёных контейнеров составило 3,4 млн. ДФЭ (+10,9%), порожних – 1,7 млн. ДФЭ (+7,0%).

В экспортном направлении было перегружено 2,2 млн. ДФЭ, рост составил 7,1%, в импорте – 2,3 млн. ДФЭ (+9,0%), в каботаже – 0,5 млн. ДФЭ (+14,3%), и в транзите - 69,2 тыс. ДФЭ (рост в 2,5 раза) (рис.6).

Перегрузка контейнеров в морских портах России

Рис.6

Доля перевалки контейнеров в импортном направлении составила 44,4%, в экспортном направлении – 43,4%, в каботаже – 10,8%, и всего лишь 1,4% перегружалось в транзитном направлении (Рис.7).

Структура перевалки контейнеров по направлениям в 2012 г

Рис.7

Основной объём перевалки контейнеров осуществляется в портах Санкт-Петербург – 2524,6 тыс. ДФЭ, доля которого в общем контейнерообороте составляет 49,8%, Владивосток – 699,9 тыс. ДФЭ (13,8%), Новороссийск – 652,8 тыс. ДФЭ (12,9%), Восточный – 396,7 тыс. ДФЭ (7,8%) и Калининград – 371,3 тыс. ДФЭ (7,3%) (Рис.9).

Рост объёма перевалки контейнеров отмечается во всех основных морских портах России.

Перегрузка контейнеров  в морских портах России

Рис.8

В 2012 году развитие инфраструктуры в рамках федеральных целевых программ проводилась в портах Мурманск, Высоцк, Усть-Луга, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Кавказ, Тамань, Новороссийск, Сочи, Оля, Владивосток, Восточный, Петропавловск-Камчатский.

Реализация программных мероприятий в 2012 году позволила обеспечить увеличение портовых мощностей на 72,5 млн. т за счет терминала для отгрузки нефти «БТС-2» (ОАО «АК «Транснефть») с производственной мощностью 30 млн. т в год (Усть-Луга), 2-ой очереди нефтеналивного терминала в бухте Козьмино (ОАО «АК «Транснефть») с производственной мощностью 15 млн. т в год и иных объектов.

Кроме того, были введены в эксплуатацию морские терминалы для обслуживания пассажиров в морских портах Сочи и Владивосток.


Также 2012 год ознаменовался началом строительства нового крупного морского порта в арктическом бассейне Российской Федерации в районе п. Сабетта.

По состоянию на 01 января 2013 года проектные мощности 63 морских портов России с учетом ввода мощностей составляют 863 млн. т в год.