Анализ ситуации на рынке труда Курской области

Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2007 года и январе – сентябре 2008 года складывалась под влиянием положительной динамики макроэкономических показателей, которые оказали благоприятное воздействие на занятость и безработицу.

За период в среднем за 2007-2008 гг. количество безработных граждан возросло на 0,3 тысячи человек, уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,2 % до 1,3 %.

Вследствие мирового финансово-экономического кризиса, начиная с IV квартала 2008 года, на рынке труда Курской области наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности: работодатели активно использовали режимы неполного рабочего времени, отпуска без сохранения заработной платы, увеличились масштабы высвобождений работников, возросло количество обращений граждан в органы службы занятости.

За октябрь-декабрь 2008 года было признано безработными 4,8 тысяч человек. В среднем еженедельно признавалось безработными более 400 человек, что в 1,7 раза больше, чем в среднем еженедельно признавалось в период с января по сентябрь 2008 года.

Среднегодовая численность занятых в экономике сократилась с 591,9 тысяч человек в 2008 году до 580,6 тысяч человек в 2009 году.

Экономическая нестабильность вызвала снижение объемов движения рабочей силы на крупных и средних предприятиях, где в 2007 году было занято 314,1 тысяч человек (55,1% от численности занятых в экономике), а в 2008 году – 297,1 тысяч человек (52,9% соответствующего показателя).

Снижение объемов производства вызвало необходимость высвобождения избыточной рабочей силы. Наиболее интенсивное высвобождение работников отмечено в 1 квартале 2009 года. Мониторинг отраслевой принадлежности предприятий по видам экономической деятельности показал следующие масштабы увольнений:

обрабатывающие производства – 2692 человека;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 87 человек;

здравоохранение – 125 человек;

предоставление коммунальных, социальных, персональных и прочих услуг – 337 человек.

В целях сохранения кадрового потенциала предприятий работодателями вводились режимы неполного рабочего времени. С 2007 по 2009 год численность работников, занятых неполное рабочее время увеличилась в 3,2 раза и составила 5,9 тысяч человек, а численность работников, находящихся в административных отпусках увеличилась в 1,3 раза и составила 10,0 тысяч человек.

Уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных по методологии МОТ к экономически активному населению) увеличился с 7,3% в 2006 году до 8,8% в 2009 году.

Вследствие кризисных явлений уровень регистрируемой безработицы возрос с показателя 1,3% в январе 2009 до 2,1% в апреле 2009 года.

Существующие проблемы определили необходимость реализации мероприятий активной политики занятости населения по следующим основным направлениям:

обеспечения социальных гарантий гражданам, потерявшим работу;

развитие системы профессиональной подготовки в целях повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;

поддержки малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

оказание содействия предприятиям в организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

расширение объемов и видов общественных работ;

создание условий для обеспечения временной занятости работников, находящихся под риском увольнения.

Решение поставленных задач потребовало внесение изменений в объемные показатели областной целевой программы «Содействие занятости населения Курской области на 2008-2010 годы», а также разработки дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

В результате мер, принятых в рамках программы «Содействие занятости населения Курской области на 2008-2010 годы», за период с начала 2008 года по второе полугодие 2010 года было организовано профессиональное обучение 5750 безработных граждан (в 3,5 раза выше запланированного показателя). В общественных работах приняли участие 14686 человек (120,4%). Организовано временное трудоустройство 32448 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (91,1%). Оказано содействие самозанятости 395 безработным гражданам (123,4%). Профориентационные услуги получили 155339 безработных и незанятых граждан (90,8%).

Кроме того, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», постановлением Администрации Курской области от 25 февраля 2009 года № 57 утверждена программа дополнительных мероприятий, направленных на  снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, в рамках которой было организовано опережающее профессиональное обучение 1706 работников, находящихся под риском увольнения; создано 15914 рабочих мест для организации стажировок, общественных и временных работ, 1400 человек получили финансовую поддержку на открытие собственного дела. По итогам реализации этой программы в 2009 году сохранена занятость свыше 13 тысяч человек, находящихся под риском увольнения.

Меры, принятые при реализации областных целевых программ, содержащих мероприятия, направленные на содействие занятости населения, позволили снизить напряженность на региональном рынке труда, сократить уровень регистрируемой безработицы с 2,1% в апреле до 1,9% в декабре 2009 года.

Наметившиеся к концу 2009 года некоторое оживление промышленности вызвало повышение спроса работодателей на рабочих в сфере строительства, сварщиков, слесарей, токарей, фрезеровщиков. Востребованы специалисты в сфере услуг, общественного питания, медицине. Сохраняется потребность работодателей в высококвалифицированных специалистах в промышленности и сельском хозяйстве.

Уровень безработицы к численности экономически активного населения Курской области в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 0,6% и составила 8,2%, за период декабрь 2010г. – февраль 2011г. – в среднем 6,9%, т. е. произошло снижение на 1,3%. По данному показателю Курская область занимает 10-е место по ЦФО.

Численность работников, выбывших из организаций области, в январе текущего года составила 2,4 тыс. чел., что на 0,4 тыс. чел. больше, чем за февраль 2010г., хотя в 2011 г. наблюдается снижение по данному показателю с 2,7 тыс. чел. в январе до 2,4 тыс. чел. в феврале, в т. ч. в связи с сокращением численности работников с 0,1 тыс. чел. в январе до 0 в феврале.

Численность работников, принятых в организации в феврале 2011г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 30% и составила 2,6 тыс. чел. Но по сравнению с количеством выбывших этот показатель за февраль месяц увеличился на 200 чел., в том числе на 100 чел. на дополнительные введенные места.

На протяжении 2010г. наблюдается снижение численности требуемых работников на вакантные рабочие места с 1,6 до 1,4 тыс. чел. В январе 2011г. она составила 1,3 тыс. чел., а в феврале – 1,4 тыс. чел.

Начиная с сентября прошлого года численность работников, находящихся в простое по вине работодателя остается постоянной и составляет 0,7 тыс. чел. Самый высокий уровень по данному показателю зафиксирован в августе 2010г. – 1,6 тыс. чел.

При достаточно высоком уровне общей и регистрируемой безработицы профессионально-квалификационный состав рабочей силы не может удовлетворить заявленной потребности работодателей в специалистах, поскольку в большинстве случаев профессиональное образование и уровень подготовки безработных не соответствует заявленным вакансиям.

Перераспределение трудовых ресурсов внутри региона и из соседних регионов не представляется возможным по причине дефицита на территории Курской и близлежащих областей необходимых высококвалифицированных кадров.

Таким образом, существует реальная необходимость в привлечении дополнительной рабочей силы путем добровольного переселения в область соотечественников, проживающих за рубежом. Существующая социальная инфраструктура области способна обеспечить им достойные условия проживания.

При разработке Программы учтены перспективы реализации в Курской области проектов, финансирование которых предусмотрено в рамках национальных проектов, действующих федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ, ведомственных целевых программ, а также стратегий развития отраслей.