Конкурентоспособность региона в развитии экономики России

Сложившаяся свободная рыночная система предлагает все больше возможностей для роста и обеспечения благосостояния регионов и страны. Но с расширением границ рынка и снижением торговых барьеров растет и конкурентная борьба. Конкурентоспособность страны напрямую связана с конкурентоспособностью каждого региона, которая в свою очередь складывается из конкурентоспособности регионального бизнеса. Таким образом, можно сказать, что предпринимательство играет большую роль в развитии региона.

В начале 90-х гг. прошлого века М. Е. Портер убедительно показал в своих работах, что упор на региональное развитие, безусловно, важен для оценки конкурентоспособности стран в эпоху глобализации, а также для понимания происходящих структурных изменений и развития технологий. В современном мире «конкурентоспособность» считается важнейшим фактором, определяющим показатели развития национальных и региональных экономических систем. Поэтому, согласно М. Е. Портеру, «конкурентоспособность стала одной из главнейших забот правительства и производства в любой стране мира».

На наш взгляд, к факторам, обеспечивающим конкурентоспособность региона могут быть отнесены:

– инвестиционная активность в регионе;

– инновационная активность;

– активность малого бизнеса;

– эффективность использования природных и производственных ресурсов;

– состояние окружающей среды в регионе;

– экспорт;

– удельный вес предприятий, конкурирующих на международном рынке;

– удельный вес убыточных предприятий;

– ВРП на душу населения;

– уровень безработицы в регионе;

– отношение средней заработной платы в регионе к средней заработной плате в стране;

– средняя продолжительность жизни;

– качество жизни населения региона.

Мы считаем, что первые три фактора являются стратегически важными. Кроме того, положительно влияют на положение региона предприятия, которые анализируют потенциальные риски и возможности, тем самым, устраняя угрозы осуществления своей деятельности. Они открывают и осваивают новые рынки в ходе конкурентной борьбы, что благоприятствует дальнейшему продвижению предприятия в своем развитии.

Таким образом, можно сказать, что конкурентоспособность является одной из стратегических задач региональной экономики. Однако, нельзя полагаться только на факторы конкурентоспособности, которые влияют на инвестиционную и инновационную привлекательность региона, а следовательно и получение максимальной прибыли. По нашему мнению, такой подход может привести к формированию неустойчивого экономического роста. Поэтому необходимо учесть и другие факторы регионального развития. В последнее время экономическое развитие все больше определяется устойчивостью изменений и инновационной направленностью, необходимым внедрением новых технологий на предприятиях.

Рост российской экономики, наблюдающийся в последние годы, носил преимущественно конъюнктурный, экстенсивный и восстановительный характер. При этом, если взять за точку отсчета объем ВВП за 1989 г., то с учетом падения объема ВВП в 1990–1998 гг. на 55,8 % по отношению к уровню 1989 г. и экономического роста последних лет среднегодовой темп прироста ВВП за период с 1989 по 2008 г. составил около 1 %. По этому показателю российская экономика уступает и мировой экономике в целом, и экономике большинства развитых стран. За этот период в России основные социальные индикаторы развития человеческого капитала оставались на кризисном уровне, не позволяя сформировать потенциал запуска инновационной экономики.

Для осуществления процесса инновационности экономики, ее модернизации, а также обеспечения необходимой преемственности экономического развития в производственной сфере, распространения позитивных институциональных изменений, остались объекты микроуровня – производственные предприятия. Именно через эти объекты должна пройти в ближайший период «ось реформ» – направление главных усилий по созданию функционально эффективной, стратегически ориентированной и демократической экономики. Предприятия должны стать не только «точками функционального роста», обеспечивающими прирост производимой и реализуемой продукции, но и «точками институционального роста», т. е. источниками инкубации, поддержки и распространения позитивных экономических институтов. Путь к реформированию экономики лежит через реформирование предприятий.

Предприятия выполняют большое количество функций, направленных на поддержание экономики региона:

– производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребности экономики;

– маркетинг и реализация произведенной продукции;

– спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства;

– генерация финансовых потоков, в том числе – связанных с взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг;

– наполнение местного, регионального и федерального бюджета;

– участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта;

– обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями; обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию; воспитание навыков коллективной работы; реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности;

– изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п.; закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний;

– получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе – технико-технологических, организационно-экономических) знаний, навыков, опыта работы;

– создание, закрепление и развитие корпоративной культуры;

– генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями;

– генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов; Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения, цен (и других условий);

– обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях;

– обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития путем создания «островков стабильности».

Вклад предприятий сектора малого и среднего предпринимательства в создание валового внутреннего продукта (ВВП) составил в 2008 г. 46,9 % (в том числе микропредприятия выработали 29,8 %, малые – 7,3 %, а средние – 9,8 %). Анализируя структуру ВВП, вырабатываемого сектором предприятий, можно заметить явное преобладание микрофирм: в 2008 году они выработали 42 % ВВП. Малые (без микропредприятий), средние и крупные предприятия выработали соответственно 10 %, 14 % и 34 % ВВП. В валовом региональном продукте Чувашской Республики доля малого и среднего бизнеса составляет около 13 %. Предприниматели пополняют казну и играют не малую роль в поддержании стабильности на рынке труда.

Однако, предприятия это такая социально-экономическая система, которая не обходится без проблем. К числу основных внутренних проблем современных предприятий следует отнести:

– неэффективность системы управления;

– неконкурентоспособность выпускаемой продукции;

– отсутствие «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности;

– недостаток квалифицированных кадров на всей вертикали структуры управления;

– крайне низкая инвестиционная активность и привлекательность предприятий как следствие всего перечисленного.

По нашему мнению, к проблемам также можно отнести слабую маркетинговую политику организаций, отсутствие открытой информации по предприятию, это привело к тому, что в России на сегодняшний день трудно найти привлекательную для инвесторов компанию. Одним из острых вопросов остается наличие административных барьеров. И это несмотря на то, что в пользу предпринимателей меняется и законодательная база, и взаимоотношение власть-бизнес. С одной стороны, чиновники высшего звена поддерживают начинания бизнес сообщества. С другой стороны – непосредственно исполнители этих решений осторожничают.

Для решения существующих проблем правительство страны пытается создать новые институциональные рамки, которые позволят развиваться компаниям свободно, без ограничений, но в тоже время открыто и в соответствии с законодательством. Для решения проблем бизнеса в Чувашской Республики при всех контрольно-надзорных органах созданы общественные советы. И если
3 года назад они только начинали искать свою нишу во взаимоотношениях государства и бизнеса, то теперь активно отстаивают интересы предпринимателей.

Исходя из сложившихся условий, регионы должны определять стратегию и тактику своего развития на основе проведения структурных, институциональных и методологических реформ, которые способствуют формированию инновационной экономики и развитию регионального бизнеса.