Машиностроительный комплекс в РФ

Машиностроительный комплекс является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала Российской Федерации, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, а также обороноспособность государства.

Доля машиностроительного комплекса в обрабатывающих отраслях экономики Российской Федерации по итогам 2011 г. по объему отгруженной продукции составила около 20%. В общем объеме отгруженной продукции машиностроительного комплекса доля транспортных средств и оборудования составляет около 48%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 28%, машин и оборудования – 24 процента.

В 2010-2011 годах рост производства машиностроительного комплекса составил   22-15% соответственно, что является одним из наиболее высоких индексов роста обрабатывающих отраслей. Это, в свою очередь, обусловлено интенсивным увеличением инвестиционной активности со стороны юридических лиц и объемов потребительского спроса в части высокотехнологичных товаров вследствие восстановления экономической конъюнктуры после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. (индекс производства продукции машиностроительного комплекса в 2008 и 2009 году составил 98-66% соответственно).

Вместе с тем на машиностроительный комплекс оказывает влияние ряд негативных общесистемных факторов, ограничивающих его развитие, к которым в том числе относятся технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

С целью нивелирования негативного влияния указанных факторов в настоящее время при активной государственной поддержке реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и создание производственно-технологического потенциала, обеспечивающего интенсивное и опережающее развитие секторов машиностроения в средне- и долгосрочной перспективе, в том числе в части стимулирования реализации перспективных инвестиционных проектов, НИОКР, повышения эффективности основной деятельности ключевых предприятий, совершенствования системы производства и поставок продукции специального назначения, стимулирования спроса на продукцию.

Так,  на реализацию указанных механизмов по итогам 2011 года (без учета расходов на реализацию ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») из федерального бюджета было направлено более  220 млрд. рублей, что в значительной степени способствовало достижению отмеченных показателей развития машиностроения.

Таким образом, тенденции развития машиностроения до 2020 года будут связаны как с общесистемными факторами развития (в части объемов спроса на инвестиционную и потребительскую продукцию машиностроения, поставок специальной продукции для обеспечения обороны и безопасности), так и реализацией мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса, что будет способствовать технологическому перевооружению предприятий, увеличению НИОКР, направленных на создание новых конкурентоспособных видов продукции, создание новых и развитие действующих машиностроительных предприятий, в том числе совместных с зарубежными партнерами (в соответствии с проектами государственных программ на поддержку развития машиностроительного комплекса в период 2012-2020 гг. из федерального бюджета предполагается направить более 2,8 трлн. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы»).

При эффективной реализации указанных мероприятий, обусловленной в том числе сохранением запланированных в настоящее время параметров их финансирования, а также с учетом увеличения инвестиций в основной капитал и роста реальных располагаемых доходов населения в 2020 году относительно уровня 2011 года более чем на 83 и 46% соответственно, предполагается, что среднегодовой темп роста продукции машиностроительного комплекса по инновационному варианту в период до 2020 года составит порядка 107%. Кроме того, повышение конкурентоспособности продукции российского производства по отношению к импортным аналогам в совокупности с реализацией механизмов государственного регулирования рынка высокотехнологичных товаров, в том числе в части стимулирования спроса, приведет в конечном итоге к интенсификации процессов импортозамещения на внутреннем рынке по отдельным продуктовым сегментам.

В период 2021-2030 гг. на этапе завершения реализации запланированных в настоящее время мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса, развитие машиностроения в целом будет определяться в большей степени общесистемным фактором в части динамики спроса на продукцию российского производства (увеличение инвестиций в основной капитал и рост реальных располагаемых доходов населения в 2030 году относительно уровня 2020 года составит более 73 и 50% соответственно), которая в свою очередь в значительной степени будет зависеть от уровня конкурентоспособности данной продукции, достигнутого в том числе по итогам реализации указанных мероприятий, в связи с чем в 2030 году относительно уровня 2020 года ожидается увеличение объемов производства продукции машиностроительного комплекса на 73,3%. При этом данная динамика является оценкой развития машиностроительного комплекса относительно общесистемных факторов, которая может быть уточнена на этапах реализации программных документов развития соответствующих секторов промышленности.

Таким образом предполагается, что производство продукции машиностроительного комплекса в 2030 году относительно уровня 2011 года увеличится более чем в 3,2 раза.

Развитие машиностроительного комплекса в период до 2030 года также будет определяться основными параметрами научно-технического развития реального сектора экономики, таким образом, в связи с возможным изменением направлений развития отдельных секторов промышленности, которое может быть связано в том числе с интенсивным внедрением и разработкой качественно новых продуктов и технологий (например, в части внедрения новых материалов, разработки и применения новых энергетических установок, изменения подходов к разработке и производству радиоэлектронной продукции) текущие прогнозные параметры развития могут быть уточнены.

Необходимо отметить, что помимо секторов, развитие которых определяется общесистемными факторами, такими как динамика спроса, и для которых характерны достаточный уровень развития производства и насыщение внутреннего рынка (например, в части бытовой техники и электроники), а также секторов, развитие которых зависит в значительной степени от реализации механизмов государственного регулирования в соответствующих сферах деятельности, и связанных с производством продукции специального назначения (авиационная, судостроительная, радиоэлектронная промышленности), в структуре машиностроительного комплекса существуют сектора со значительным уровнем потенциального спроса на их продукцию (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство строительно-дорожной техники и технологического оборудования), в отношении которых при активном участии бизнеса и государственном регулировании соответствующих товарных рынков в долгосрочной перспективе может отмечаться их интенсивное развитие (более высокими темпами роста, чем по машиностроению в целом).

Производство  продукции машиностроительного комплекса

в период до 2030 года

Вид деятельности

2011 г.*

отчет

2020 г.*

2030 г.*

2020 г.  к  2011 г., %**

2030 г. к 2011 г., %**

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

Производство машин и оборудования

1,2

3,0

3,5

5,7

7,5

152

169

223

269

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1,3

3,2

3,7

6,2

8,7

151

166

225

292

Производство транспортных средств и оборудования

2,3

7,3

8,0

15,2

19,8

196

207

312

376

 

 

 

 

 

 

* в текущих ценах,  трлн. рублей;

**  в сопоставимых ценах, %

Необходимо отметить, что значительную долю в машиностроительном комплексе занимает производство специальной продукции для нужд обороны и обеспечения национальной безопасности, развитие которого в долгосрочной перспективе характеризуется интенсивной реализацией мероприятий, направленных на повышение научно-технического и производственно-технологического потенциала. При этом данные мероприятия сопровождаются значительными объемами финансирования как из федерального бюджета, так из внебюджетных источников. Таким образом, в прогнозный период одним из основных факторов развития машиностроительного комплекса будет являться развитие производства оборонно-промышленного комплекса. При этом в структуре машиностроения будет наблюдаться увеличение доли соответствующих видов деятельности.

В рассматриваемой перспективе развитие машиностроения будет характеризоваться опережающими темпами роста по сравнению с развитием промышленного производства в целом.

Вместе с тем в средне- и долгосрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказать сдерживающее влияние на динамику развития машиностроения, в том числе:

волатильность внутренней и внешней экономической ситуации, которая может повлечь изменения текущих тенденций увеличения инвестиционной активности юридических лиц, роста денежных доходов населения, увеличения экспортных поставок (включая военно-техническое сотрудничество);

сокращение объемов государственной поддержки машиностроительного комплекса, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;

изменение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов (в части ЕЭП, ВТО), в том числе в связи с ограничениями возможностей реализации мероприятий по поддержке реального сектора экономики.

Под влиянием указанных рисков темпы развития машиностроения могут сократиться в 2030 году относительно уровня 2011 года до 231%, в частности, темп роста производства машин и оборудования могут снизиться до 214%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – до 253%, транспортных средств и оборудования – до 271 процента.

В настоящее время на долю авиационной, судостроительной, радиоэлектроннуой, ракетно-космической, автомобильной, станкостроительной промышленности, а также транспортное машиностроение приходится около 60% от общего объема производства машиностроительного комплекса, в связи с чем ситуация в указанных секторах будет в значительной степени определять перспективы развития машиностроения в целом. При этом развитие данных секторов в долгосрочной перспективе в значительной степени будет определяться предполагаемыми к реализации государственными программами Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», в рамках которых будут определены ключевые направления и параметры государственной поддержки их развития.

Авиационная промышленность

Среднегодовые темпы развития производства продукции авиационной промышленности в 2007-2011 гг. составляли порядка 101-102 процентов.

В настоящее время авиационная промышленность по ряду основных направлений характеризуется низким инженерно-техническим и производственно-технологическим уровнем, который должен обеспечивать соответствие российской авиационной промышленности мировым тенденциям развития данного сектора и рынка авиационной техники, в связи с чем к основным проблемам авиастроения в настоящее время относятся:

зависимость эффективности функционирования авиационной промышленности от поставок продукции военного назначения (при этом по ряду позиций существует тенденция сокращения рентабельности продукции, поставляемой по ГОЗу и ВТС), что накладывает ограничения на возможности аккумулирования финансовых ресурсов для развития гражданских сегментов данного сектора машиностроения;

низкий технологический уровень развития производства авиационной техники, ее узлов и агрегатов, отсутствие эффективной системы 1-го и 2-го уровней поставки комплектующих для финальных интеграторов, что приводит к снижению эффективности производственных процессов;

высокая трудоемкость и низкие объемы производства, что приводит к высокой себестоимости выпускаемой продукции и соответственно, накладывает ограничения на инвестиционную деятельность предприятий;

отсутствие достаточного количества квалифицированного производственного персонала, современных сертифицированных систем управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность;

низкий уровень развития системы гарантийного и послепродажного обслуживания авиационной техники, что снижает привлекательность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Вместе с тем для авиационной промышленности в настоящее время характерен ряд факторов, позволяющих создать потенциал для ее развития на долгосрочную перспективу, к которым в том числе относятся:

наличие крупных интегрированных структур, консолидирующих конструкторские и производственные ресурсы в отдельных технологических направлениях (авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение);

значительный объем поставок на рынках военной авиационной техники;

разработка и вывод на рынок новой авиационной техники.

В долгосрочной перспективе с учетом существующего потенциала развитие авиационной промышленности при активной государственной поддержке (на развитие авиационной промышленности в соответствии с проектом государственной программы «Развитие авиационной промышленности» в период 2012-2025 годов из федерального бюджета в настоящее время предполагается направить более 600 млрд. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») будет определяться эффективностью реализации мероприятий, направленных на решение обозначенных проблем.

Так, по инновационному варианту предполагается, что среднегодовой темп роста производства продукции в авиационной промышленности в период до 2020 года составит порядка 107%, объем производства в 2030 году относительно 2011 года увеличится в 2,6 раза.

Необходимо отметить, что к 2015 году объем производства продукции авиационной промышленности относительно уровня 2011 года увеличится более чем на 50%, к 2020 году, относительно уровня 2015 года увеличение составит порядка 15%. Таким образом, в период до 2015 года при активной государственной поддержке будет внесен значительный вклад в динамику развития данного сектора машиностроения до 2030 года.

Указанная динамика развития авиационной промышленности будет достигнута в том числе благодаря реализации мероприятий в части:

доработки самолета SSJ-100 и расширения его продаж на внутреннем и мировом рынках, реализации проектов военно-транспортной авиации (в том числе Ан-70, Ан-124, Ил-76), разработки и вывода на рынок магистрального самолета МС-21, новых и модернизированных образцов военных самолетов;

наращивания объемов продаж серийно выпускаемой гражданской и военной вертолетной техники, а также запуска в производство вертолетов, находящихся в завершающей стадии создания или модернизации (Ми-38, Ка-62, Ми-26Т2, Ка-226Т и других), разработки и запуска в производство новых модификаций боевых, транспортно-десантных, специальных учебных вертолетов, вертолетных комплексов с беспилотными летательными аппаратами, легких вертолетов (размерностью 2,5 т и 4,5 тонн);

повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе за счет использования новых технологий и материалов;

развития сервисной сети и системы послепродажного обслуживания авиационной техники, расширения присутствия продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта;

повышения производственного и технического потенциала предприятий авиационной промышленности путем реализации проектов по техническому перевооружению действующих и созданию новых мощностей (ожидается, что к 2025 году рентабельность продаж самолетов достигнет порядка 11%, вертолетов – 8 процентов);

реализации в полном объеме в соответствии с утвержденными параметрами государственной программы вооружения.

Планируется, что в период 2012-2025 гг. будет поставлено около 3,4 тыс. и 5,8 тыс. единиц гражданских и военных самолетов и вертолетов соответственно, доля российской продукции к 2025 году на мировом рынке военных и гражданских самолетов составит 11 и 3% соответственно, военных и гражданских вертолетов – 16,5 и 12% соответственно.

Кроме того, активное государственное стимулирование в 2011-2020 гг. создания в авиационной промышленности научно-технического задела позволит сформировать базу для реализации перспективных проектов в области создания новых видов продукции в 2021-2030 годах.

Вместе с тем, в случае снижения объемов государственной поддержки авиастроения и сокращения расходов на реализацию государственной программы вооружения, предприятия будут ограничены в возможности аккумулирования финансовых ресурсов на развитие гражданского сектора авиационной промышленности, в связи с чем будет отмечаться снижение эффективности реализации указанных мероприятий. В данной ситуации по консервативному сценарию развития обозначенные темпы развития авиационной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года могут быть снижены до 156 процентов.

Судостроительная промышленность

Среднегодовые темпы развития производства продукции судостроительной промышленности в 2007-2011 гг. составляли порядка 102-103 процентов.

Данная тенденция обусловлена тем, что в настоящее время на судостроительную промышленность оказывает влияние ряд факторов, сдерживающих динамику развития данного сектора машиностроения, к которым в том числе относятся:

длительный производственный цикл строительства судов (сроки поставки судов у отечественных судостроителей в 2-3 раза выше по сравнению с ведущими зарубежными фирмами);

ограниченные возможности производства отдельных видов судов, в том числе с большим водоизмещением, в связи с чем перечень рыночных ниш для продукции российского производства в настоящее время значительно ограничен;

низкий уровень технологической оснащенности и значительный износ основных производственных фондов предприятий судостроительной промышленности (в настоящее время износ основных производственных фондов составляет около 70%) и высокая трудоемкость производства;

низкий уровень развития механизмов реализации выпускаемой продукции, в том числе в части лизинга и кредитования.

Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе с целью нивелирования негативного влияния указанных факторов при активной государственной поддержке (на развитие судостроительной промышленности в соответствии с проектом государственной программы «Развитие судостроения» в период 2012-2030 годов из федерального бюджета в настоящее время предполагается направить около 500 млрд. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») будет реализован ряд мероприятий по повышению научно-технологического потенциала данного сектора машиностроения и конкурентоспособности российской продукции, которые будут способствовать увеличению объемов производства в судостроительной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года примерно в 3,8 раза, при этом среднегодовой темп роста производства в период до 2020 года составит порядка 112%, что будет связано со значительным увеличением объемов поставок продукции в рамках государственной программы вооружения.

Необходимо отметить, что к 2015 году объемы производства продукции судостроительной промышленности относительно уровня 2011 года увеличатся более чем на 130%, к 2020 году относительно уровня 2015 года увеличение составит порядка    4-5 %. Таким образом, в период до 2015 года при активной государственной поддержке будет внесен значительный вклад в динамику развития данного сектора машиностроения до 2030 года.

Достижение указанных темпов роста производства продукции судостроительной промышленности будет обусловлено следующими факторами:

увеличением объемов государственного оборонного заказа;

расширением объемов военно-технического сотрудничества;

реализацией проектов в области гражданского судостроения, в том числе в части строительства судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов, судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (ожидается, что объем выпуска гражданской продукции российского судостроения в 2030 году относительно уровня 2011 года по количеству тонн водоизмещения увеличится более чем в 15 раз);

реализацией мероприятий по стимулированию развития научно-технического и производственно-технологического потенциала судостроительной промышленности, в том числе в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы, «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».

Вместе с тем в перспективе существуют риски сокращения расходов инвестиционного характера в сфере судостроения, а также негативного влияния изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов, что в свою очередь отрицательным образом отразится на конкурентоспособности продукции российского производства и, соответственно, на динамике ее производства, в связи с чем обозначенные темпы развития судостроения в 2030 году относительно уровня 2011 года могут сократиться до 317 процентов.

Ракетно-космическая промышленность

Среднегодовой темп роста производства промышленных предприятий ракетно-космической промышленности в период 2006-2011 гг. составил около 107 процентов.

Развитие ракетно-космической промышленности в долгосрочной перспективе будет определяться эффективностью реализации программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», плановые работы по созданию космического ракетного комплекса «Ангара» и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы «Космическая деятельность России»), суммарный объем финансирования которых в 2012-2020 гг. за счет средств федерального бюджета в соответствии с проектом указанной государственной программы может составить порядка 1,7 трлн. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».

В результате реализации мероприятий будет обеспечено:

удовлетворение растущих потребностей социально-экономической сферы, науки, техники и национальной безопасности в решении задач с использованием отечественных космических средств (в 2011 году доля потребностей, удовлетворяемых с использованием отечественных космических средств, составила 40%, ожидается, что значение данного показателя к 2020 году составит не менее 90 процентов);

обеспечение гарантированного доступа в космос с российской территории для реализации основных направлений отечественной космической детальности (в результате доля запусков для российской социально-экономической сферы с территории Российской Федерации составит не менее 90 процентов);

занятие лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаментальных космических исследований;

достижение максимальной массы выводимой в одном пуске полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту свыше 70 тонн;

увеличение доли Российской Федерации на мировом рынке ракетно-космической техники до 18 процентов;

наращивание и поддержание орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасения, а также создание новых космических аппаратов.

Ожидается, что в период до 2020 года среднегодовой темп развития производства в ракетно-космической промышленности составит порядка 107%, к 2030 году объем производства продукции увеличится более чем в 2,8 раза относительно уровня 2011 года.

Вместе с тем в перспективе существуют риски сокращения расходов инвестиционного характера в сфере ракетно-космической промышленности, в том числе из федерального бюджета, в связи с чем обозначенные темпы развития в 2030 году относительно уровня 2011 года могут сократиться.

Радиоэлектронная промышленность

Среднегодовой темп роста производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в период 2006-2011 гг. составил около  100,5%, что связано с кризисными явлениями 2008-2009 гг., при этом в 2010 и 2011 году индекс составил 122,8 и 105,1% соответственно.

Продукция радиоэлектронной промышленности по большей части товарной номенклатуры используется для производства машин и оборудования и предоставления медицинских услуг, а также услуг в области связи и передачи информации, в связи с чем динамика развития данного сектора машиностроения в значительной степени связана с уровнем платежеспособного спроса со стороны секторов-потребителей радиоэлектронных товаров. Значительную долю продукции радиоэлектронной промышленности занимают электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи.

При этом в настоящее время для производства радиоэлектронной продукции характерны низкий технологический уровень развития, отсутствие значительного количества компетенций в области разработки и производства (например, в части продукции гражданского применения), моральный и физический износ основных фондов научной и производственной базы, зависимость динамики производства от поставок продукции для нужд обороны и безопасности, низкий уровень внедрения результатов НИОКР в производственную деятельность, отсутствие высококвалифицированного инженерного и производственного персонала, что существенно ограничивает развитие данного сектора машиностроения.

Таким образом, развитие радиоэлектронной промышленности в средне- и долгосрочной перспективе будут определяться динамикой развития секторов-потребителей радиоэлектронных товаров, а также реализацией мероприятий, направленных на обеспечение устранения указанных ограничений, которые будут предусмотрены в рамках разрабатываемой государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», включающей в том числе мероприятия ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы», ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» в части радиоэлектронных средств специального назначения и ее подпрограммы «Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники». В соответствии с проектом государственной программы на ее реализацию в период 2012-2025 гг. из федерального бюджета предполагается направить более 230 млрд. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».

Ключевыми задачами, на решение которых направлена реализация указанных мероприятий являются:

создание научно-технического задела по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям;

создание современной научно-технической и производственно-технологической базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий;

обеспечение в требуемых объемах производства радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, в долгосрочной перспективе будет отмечаться увеличение интенсивности мероприятий, реализуемых предприятиями радиоэлектронной промышленности, направленных на повышение научно-технического и производственно-технологического потенциала, финансируемых за счет собственных средств, что также окажет положительное влияние на развитие данного сектора машиностроения.

Ожидается, что в период до 2020 года среднегодовой темп роста производства продукции радиоэлектронного комплекса составит порядка 107%, к 2030 году относительно уровня 2011 года объем производства продукции увеличится более чем в 5 раз.

К основным результатам развития радиоэлектронной промышленности, оказывающим влияние на прогнозируемую динамику в долгосрочной перспективе можно отнести:

повышение технологического уровня электроники к 2025 году до 0,01 мкм;

увеличение доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40%, в том числе в связи с освоением новых рыночных направлений радиоэлектронной продукции в области радиочастотной идентификации, координатно-временного обеспечения, цифрового телевидения, телекоммуникационного и технологического оборудования, промышленной электроники и других направлений;

увеличение производительности труда в 6 раз к 2025 году.

Вместе с тем в перспективе существуют риски сокращения расходов инвестиционного характера в сфере радиоэлектронной промышленности, а также негативного влияния изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов на развитие гражданского сектора радиоэлектроники, что в свою очередь отрицательно отразится на конкурентоспособности продукции российского производства и, соответственно, на динамике ее производства, в связи с чем темпы развития радиоэлектронной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года могут сократиться до  352 процентов.

Автомобилестроение

Среднегодовой темп роста производства легковых автомобилей в период 2006-2011 гг. составил около 120%, грузовых автомобилей – 110 процентов.

Для развития производства автомобильной техники в настоящее время характерен ряд тенденций, к которым относятся:

рост платежеспособного спроса, в том числе в связи с развитием механизмов реализации автомобильной техники в части кредитования и лизинга, ростом реальных располагаемых денежных доходов (в настоящее время доля продаж легковых автомобилей на внутреннем рынке с использованием кредитных механизмов составит порядка 50 процентов);

увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

рост экспортных поставок автомобильной техники;

развитие мощностей по производству автомобильной техники и комплектующих, в том числе в рамках реализации проектов «по промышленной сборке» автомобильной техники;

интенсификация реализации инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения, а также проектов по обновлению парка автомобильной техники.

Необходимо отметить, что в кризисный период 2008-2009 гг. в результате резкого сокращения платежеспособного спроса на автомобильную технику и объемов грузовых перевозок автомобильным транспортом отмечалось снижение объемов производства легковых автомобилей на 60%, грузовых автомобилей – на 70 процентов.

При этом в период 2010 и 2011 годов. наблюдалось посткризисное восстановление объемов производства, в связи с чем в указанный период среднегодовой темп роста производства легковых автомобилей составил порядка 167%, грузовых автомобилей –  148 процентов.

Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе развитие автомобильной промышленности в основном будет определяться уровнем платежеспособного спроса на автомобильную технику со стороны физических и юридических лиц.

Так, увеличение в 2030 году относительно уровня 2011 года реальных располагаемых доходов населения (более чем в 2,2 раза), объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (более чем в 1,7 раза), а также развитие систем лизинга и кредитования будут способствовать увеличению объемов производства в автомобилестроении в прогнозный период более чем в 3,3 раза, среднегодовой темп роста производства в период до 2020 года составит порядка 106,5 процента.

Кроме того, к 2020 году обеспеченность населения легковыми автомобилями составит порядка 400 ед. на 1 тыс. населения, к 2030 году – 600 ед. на 1 тыс. населения. Учитывая данную динамику, в долгосрочной перспективе существуют риски, что развитие производства легковых автомобилей будет в значительной степени зависеть от динамики развития инфраструктуры для автотранспортных средств.

Производство легковых и грузовых автомобилей в указанный период в натуральном выражении увеличится более чем в 2,7 раза.

В данную динамику значительный вклад внесут следующие факторы:

развитие в новых условиях проектов по промышленной сборке автомобильной техники, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня локализации совместных предприятий, интенсификации процессов организации на территории Российской Федерации производства автомобильных комплектующих и приведет к значительному расширению мощностей по производству автомобильной техники, ее узлов и агрегатов (ожидается, что к 2018 году мощности по производству легковых автомобилей составят более 3,2 млн. штук в год)

реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (при участии ОАО «Группа «ГАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и ОАО «СОЛЛЕРС») в рамках реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (объем инвестиционной программы автомобилестроительных предприятий (включая) в период до 2020 года составит более 435 млрд. рублей);

реализация программ инновационного развития ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КАМАЗ», в рамках которых предполагается разработка и внедрение в производство новых технологий, включая инновационные, проектирования и производства автомобилей, в том числе для эффективной реализации перспективных проектов. Реализация программ также будет способствовать повышению эффективности сбытовой и производственной деятельности.

Реализация указанных мероприятий также будет способствовать увеличению доли российской продукции на внутреннем рынке, в частности легковых и грузовых автомобилей до 65 процентов.

Вместе с тем существует ряд рисков, которые могут в прогнозный период оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику, в том числе в части снижения темпов роста реальных располагаемых денежных доходов и объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта.

Кроме того, значительное влияние на развитие спроса будет оказывать изменение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО, что, в совокупности с низкой эффективностью мер по адаптации реального сектора экономики к условиям данной организации, может отрицательно отразиться на конкурентоспособности продукции российских автомобилестроительных предприятий.

Указанные факторы могут привести к сокращению обозначенных темпов роста производства автомобильной техники в 2030 году относительно уровня 2011 года до 253%, в частности, темпы роста производства легковых автомобилей в натуральном выражении могут сократиться до 219%, грузовых автомобилей – до 210%. При этом в данных условиях предполагается увеличение доли импортной техники на внутреннем рынке.

Сельскохозяйственное машиностроение

Развитие производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства в период 2006-2011 гг. будет характеризоваться стагнацией, что связано с относительно низкой конкурентоспособностью российских видов продукции сельскохозяйственного машиностроения по отношению к импортной продукции, осуществлением в значительных объемах сборки сельскохозяйственных машин и оборудования зарубежных марок, в том числе белорусских на территории Российской Федерации без определенных критериев по локализации соответствующих производств (например, в части тракторов сельскохозяйственного назначения).

Вместе с тем увеличение объемов спроса по большей части товарной номенклатуры сельскохозяйственных машин и оборудования, связанное в том числе с развитием механизмов реализации соответствующих товаров (реализация техники с использованием ресурсов ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», субсидирование приобретения сельскохозяйственной техники), а также увеличение инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителей, оказывают положительное влияние на развитие производства данных товаров.

Таким образом, развитие производства сельскохозяйственных машин и оборудования в средне- и долгосрочной перспективе будет определяться как общесистемными факторами (в части инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителей, что предусмотрено Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), так и реализацией мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции традиционных российских производителей на внутреннем рынке.

Реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности российской продукции сельскохозяйственного машиностроения будет предусмотрена в рамках разрабатываемой государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в соответствии с положениями Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации на период до 2020 года, к которым в том числе относятся:

реализация НИОКР, направленных на создание новых конкурентоспособных видов сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе энергоэффективных;

реализация инвестиционных проектов по технологическому перевооружению мощностей по производству сельскохозяйственной техники;

разработка и применение требований к производству на территории Российской Федерации сельскохозяйственных машин и оборудования;

поддержка экспорта сельскохозяйственной техники.

По итогам реализации указанных мероприятий ожидается, что к 2020 году относительно уровня 2011 года:

объем инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение увеличится в 1,9 раза;

производительность труда в данном секторе машиностроения увеличится более чем в 2,2 раза;

объем экспорта сельскохозяйственной техники увеличится в 5 раз (в стоимостном выражении).

Указанная динамика развития сельскохозяйственного машиностроения будет способствовать ежегодному росту объемов производства в период до 2020 года в среднем на 5%, объем производства в 2030 году относительно уровня 2011 года увеличится более чем в 2,5 раза.

Необходимо отметить, что изменение экономической конъюнктуры в Российской Федерации в долгосрочной перспективе может привести к изменению структуры спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения в части интенсивного развития спроса энергонасыщенных видов техники (например, тракторной техники). Таким образом, в период до 2030 года возможно интенсивное развитие производства соответствующих видов продукции, которое будет характеризоваться более высокими темпами роста, чем сельскохозяйственное машиностроение в целом. Это может служить драйвером роста данного сектора, в связи с чем в случае эффективного стратегического планирования деятельности российских предприятий на внутреннем рынке объемы производства в сельскохозяйственном машиностроении могут увеличиться более чем в 4,6 раза (в текущих ценах), в частности, объем производства тракторов на территории Российской Федерации к 2020 году относительно уровня 2011 года в натуральном выражении увеличится более чем в 6 раз, при этом будут отмечаться более низкие темпы роста объемов поставок импортной продукции на внутренний рынок.

Станкостроение

Для развития производства станков в период 2006-2011 гг. характерна стагнация, что связано с низкой конкурентоспособностью отдельных видов технологического оборудования российского производства, а также ограниченными возможностями производства отдельных видов продукции и, соответственно, недостаточным объемом инжиниринговых решений с использованием отечественных средств производства.

Вместе с тем интенсификация реализации проектов по технической модернизации (в настоящее время возраст более 50% технологического оборудования на российских машиностроительных предприятиях составляет более 25 лет), создание новых производственных предприятий, а также увеличение объемов производства в реальном секторе экономики оказывает положительное влияние на развитие производства станков в части увеличения спроса на технологическое оборудование.

В средне- и долгосрочной перспективе развитие производства технологического оборудования на территории Российской Федерации будет определяться следующими факторами:

эффективной реализацией мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности российской продукции станкостроения, и устранению ограничений развития данного сектора машиностроения (реализация данных мероприятий предусмотрена государственной программой «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности» в рамках подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база»);

интенсивной реализацией инвестиционных программ российских промышленных предприятий, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, связанной с реализацией механизмов государственной поддержки по повышению технологического потенциала реального сектора экономики (субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на реализацию проектов по технологическому перевооружению предприятий, реализация инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ);

реализацией проектов по созданию новых производств технологического оборудования, в том числе с иностранными партнерами.

Таким образом, ожидается, что в период до 2020 года среднегодовой тем роста производства продукции станкостроения составит порядка 108%, к 2030 году относительно 2011 года производство увеличится более чем в 3 раза.

Необходимо отметь, что, в случае снижения инвестиционной активности предприятий реального сектора экономики, указанные темпы производства технологического оборудования могут быть снижены.

Бытовая техника

Среднегодовой темп производства бытовой техники в 2006-2011 гг. составил  104 процента.

Данная динамика была обусловлена развитием предприятий по сборке бытовой техники иностранных марок, а также увеличением реальных располагаемых доходов населения.

Принимая во внимание, что реализация большей части проектов по созданию мощностей по производству бытовой техники к настоящему времени завершена, в долгосрочной перспективе развитие производства бытовой техники будет в значительной степени определяться динамикой спроса со стороны физических лиц. Таким образом, в связи с ростом реальных располагаемых доходов населения в 2030 году относительно уровня 2011 года более чем в 2 раза, ожидается, что производство бытовой техники в прогнозный период увеличится более чем в 2,2 раза. При этом среднегодовой темп роста производства бытовых приборов до 2020 года составит порядка 4,5 процента.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается стабилизация внутреннего рынка бытовой техники и, соответственно, снижение темпов роста ее производства в связи с выходом на относительно стабильный уровень потребления данных товаров и удовлетворением отложенного спроса, возникшего в результате кризисных тенденций 2008 и 2009 годов, в связи с чем интенсивной динамики развития данного сектора машиностроения в долгосрочной перспективе не ожидается. Кроме того, учитывая достаточный уровень развития производства отдельных видов бытовых приборов на территории Российской Федерации, в средне- и долгосрочной перспективе значительных изменений структуры внутреннего рынка данной продукции в части соотношения импортных и отечественных товаров не предполагается. Снижение динамики роста реальных располагаемых доходов населения приведет к снижению темпов развития производства бытовой техники.

Энергетическое машиностроение

Среднегодовой темп роста продукции энергетического машиностроения в период 2007-2011 гг. составил по турбинам паровым – 130%, по турбинам газовым – 110% и по турбинам гидравлическим – 130 процентов.

Основными тенденциями развития согласно Стратегии развития энергетического машиностроении на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года (утверждена приказом Минпромторга России от 22 февраля 2011 года № 206) являются:

снижение доли зарубежного оборудования при строительстве новых генерирующих мощностей;

снижение доли зарубежного оборудования при модернизации существующих генерирующих мощностей;

освоение производства отдельных видов оборудования большой мощности.

Факторами, влияющими на развитие отрасли, являются:

рост внутреннего спроса на продукцию энергетического машиностроения;

улучшение состояния технологического уровня основных производственных фондов предприятий отрасли, оказывающего непосредственное влияние на качество и себестоимость продукции;

уменьшение технического отставания продукции энергетического машиностроения, вызванного недостаточными инвестициями в НИОКР по разработке перспективной высокопроизводительной продукции и ключевых комплектующих;

увеличение взаимодействия предприятий электроэнергетики и энергетического машиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе;

увеличение уровня государственной поддержки отрасли, включая участие в софинансировании приоритетных проектов;

обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.

Снижение конкурентоспособности отечественного оборудования может привести к снижению спроса на продукцию российских производителей, ухудшению финансового состояния предприятий отрасли, снижению уровня финансирования НИОКР и программ технического и технологического перевооружения.

Основными факторами, ограничивающими развитие отечественного энергомашиностроения, являются:

разомкнутость цикла инновационного развития;

большая номенклатура и, как следствие, малая серийность выпуска, сопровождающаяся высокими удельными затратами на подготовку и производство продукции;

наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке, причем оборот каждой из этих компаний на рынке энергооборудования существенно выше объема производства российских компаний;

ограниченные возможности сопряженных секторов экономики (металлургическое производство сталей и сплавов нужных марок и размеров заготовок; большой дефицит производственных мощностей в обеспечении генераторами, потребность в которых при наличии экспорта придется пополнить за счет импорта; в строительном комплексе – недостаток организаций, проектирующих и строящих новые электростанции).

Производство основных видов продукции энергетического машиностроения (вариант 2) (МВт)

Наименование

2011 г.

отчет

2020 г.

 

2030 г.

 

2020 г. к 2011 г., %

 

2030 г. к 2011г., %

 

Турбины паровые

4274

5434

5667

127

133

Турбины газовые

2491

2612

2762

105

111

Турбины гидравлические

3460

4125

4302

119

124

Рост производства продукции энергетического машиностроения обуславливается сроками отгрузки продукции с длительным производственным циклом; увеличением заказов в связи реконструкцией и восстановлением Саяно-Шушенской ГЭС, строительством Богучанской ГЭС и других объектов электроэнергетики в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 03.06.2010 № 24) уточненной «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года и с учетом перспективы до 2030 года», а также заключенными контрактами на поставку отечественного оборудования зарубеж.

Темп роста производства всех видов турбин по отношению к 2011 году в 2020 году составит 119%, а в 2030 году – 124,5 процента.

В прогнозный период до 2030 года ввод мощностей в электроэнергетике в целом будет обеспечен возможностями российского энергетического машиностроения с учетом импорта газовых турбин большой единичной мощности.

Также отечественные производители закрепят свои позиции на внешнем рынке в области поставок оборудования для строительства АЭС и ГЭС.

В варианте 1 имеют место риски существенного уменьшения объемов производства энергетического оборудования из-за возможности не заключения договоров на поставки оборудования на внешний рынок.