Педагогические технологии на занятиях по дисциплинам социально – гуманитарного цикла

Современный подход к предметам социально – гуманитарного цикла  ставит общей целью   создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности студента. Следует учитывать, что в  последние десятилетия произошли большие изменения в системе образования: исследователи отказались от формационного подхода, широко стали внедряться цивилизационные, культурологические, аксиологические подходы; возросло значение гражданского и нравственно-патриотического воспитания; усилилось внимание к изучению духовной жизни вместо приоритетного изучения социально-экономической истории. Стала складываться определенная  система преподавания гуманитарных  дисциплин.  Для достижения этого перед преподавателем ставятся следующие целевые установки:

1. Социализация,  то есть подготовка студентов  к активной продуктивной жизни в обществе XXI веке.

2. Воспитание патриотизма  через осознание сопричастности к судьбе Родины.

3. Самостоятельность – как формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

4. Коммуникация  с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

5. Талерантность – как уважение  социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.

6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор  при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам.

7. Конструктивность,  выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

  Перечисленные целевые установки базируются на таких  ценностных ориентирах, как гуманизм, здоровье, гражданская ответственность,  толерантность, информированность, независимость, легитимность и легальность власти, открытость и др. Исходя из заявленной цели, целевых установок и ценностных ориентаций можно определить следующие задачи, стоящие перед дисциплинами социально – гуманитарного цикла:

-  раскрытие закономерностей общественной жизни;

-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

-  ознакомление студентов с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида;

-  формирование демократической системы ценностей;

-  создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

-  понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;

-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.

    Таким образом, содержательная структура дисциплин социально – гуманитарного цикла  основана на различных сторонах взаимодействия человека, что предполагает определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений.

В современном учебно-воспитательном процессе решающую роль играет личность самого преподавателя.  Его профессиональная и общая культура, интеллектуальные и нравственные качества, его убежденность и широкий кругозор - важнейшее условие становления нового содержания исторической подготовки, перестройки всей методической системы обучения, идейной направленности и высокой результативности процесса обучения. Справиться с такой задачей может лишь преподаватель, обладающий философской культурой, познаниями в широком спектре наук, постоянно интересующийся развитием научной мысли, активно воспринимающий новое в литературе и искусстве. 

Утверждающийся в обществе политический плюрализм создает условия, в которых особенно значима собственная гражданская позиция педагога, самостоятельно выработанные взгляды как результат анализа достоверных фактов и разнообразных суждений. Изжить догматизм и декларативность в преподавании, сформировать у студентов, умение самостоятельно подходить к проблемам общественного развития сможет лишь преподаватель, творчески мыслящий, свободный от косности.

В свете всего вышесказанного особую роль играют применяемые педагогические технологии. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения профессионального обучения и формирования ключевых компетентностей у студентов. В преподавании истории применяются различные технологии среди которых приоритетными считаются:

  1. Технологии личностно-ориентированного образования
  2. Технологии проблемного обучения
  3. Проектные технологии
  4. Учебно-социальные практики
  5. Технологии критического мышления
  6. Технологии эффективной речевой деятельности
  7. Информационно-коммуникационные технологии
  8.  Здоровьесберегающие технологии

К сожалению, в рамках статьи не представляется возможным рассказать обо всех. Поэтому остановимся я на некоторых из них.

Технология личностно-ориентированного образования, которая  играет роль объединяющего начала для всех других технологий, носит системный характер, где каждому методу определены своё место и роль. ЛОО и воспитание направлено на развитие личностных качеств студентов, способствующих адаптации и успешности человека в обществе: надпредметных умений и ключевых  компетентностей.   В ЛОО-технологии используются методы учебных проектов и исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод познания и обучение.

 Проектная технология  - одна из основополагающих образования в рамках СПО. Образовательный процесс при этом строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - основной тезис понимания метода проектов.  Этот метод  реализуется через: создание ситуации  самостоятельности в процессе  приобретения студентами недостающих знаний из разных источников;  каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

  Информационно-коммуникационные технологии  обеспечивают такие формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Современный преподаватель обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Большую роль в формировании профессионализма будущих выпускников играет технология развития критического мышления. Она представляет собой систему стратегий, обучающих студентов мыслительным навыкам, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер.

Кейс-технология - изучение явлений на основе конкретных ситуаций, общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев - как коллективное обсуждение вариантов  решения. Кейс- технология работают на формирование и развитие учебно-информационной компетенции и коммуникативной (социальной) компетенции.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.  Каждая технология – это жесткий алгоритм педагогических действий, операций. Обязательной частью любой технологии является рефлексия, а в основе процесса – взаимодействие преподавателя и студента. В процессе применения технологий на уроках истории  происходит формирование следующих ключевых компетенций в образовательном процессе нашего ОУ:

- Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)

- Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)

- Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью,  навыками дискутирования)

-  Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)

-  Когнитивные компетенции (творческая инициатива, готовность учиться в процессе всей жизни)

В процесс обучения от студентов требуется достижение таких результатов, как: освоение социальных ролей; формирование активной жизненной позиции; умение в поиске информации использовать различные источники; овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе; развитие способности противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения.