Важность трудовой активности в модернизации России

В последнее время в кругах широкой общественности не заслуженно мало внимания уделяется экономике труда. Многие промышленники и предприниматели, как крупного, так и малого бизнеса считают, что экономика труда – это архаичный пережиток социалистической экономики. Это очень большое и печальное заблуждение. Необходимо признать, что в современных образовательных стандартах третьего поколения ничтожно мало времени отводится на изучение основ экономики труда, экономика труда социологизируется, сводится к основам социологии труда и управлению персоналом. Модным стали понятия менеджмент персонала, экономика персонала и другие.

Современными молодыми преподавателями и учеными в области экономики труда незаслуженно забыты имена корифеев и патриархов экономики труда, таких как П. Ф. Петроченко, И. А. Лясникова, А. И. Рофе, а ведь они были отцами основателями экономики труда в нашей стране и их труды являются определяющими в этой области. Многие забыли, что труд – это основа экономики, основа всего, а не спекуляция и финансовые манипуляции. Это доказал и мировой финансовый кризис, который обнажил всю остроту отказа от привычных трудовых ценностей, а вместо этого увлечение финансовыми махинациями, раздуванием финансового «пузыря» и в итоги крах финансовой пирамиды. Пока будет существовать труд, будет и экономика труда, наука, которая занимается важнейшими вопросами в области производительности труда, его нормированием и др.

Курс, объявленный Президентом нашей страны, направлен на модернизацию экономики России, на увеличение роли реального сектора экономики в валовом продукте. А как развивать реальный сектор и модернизировать экономику без повышения производительности труда работников предприятий. Ведь наша страна по производительности труда отстает от ведущих экономик в разы и именно это является одним из тормозов в модернизации нашей экономики.

Отставание России по производительности труда от Евросоюза и США в ряде отраслей достигает 30 раз, свидетельствуют данные, опубликованные на сайте Минэкономразвития. В частности, согласно этим данным, отечественная ракетно-космическая промышленность ежегодно производит продукции из расчета 14,8 тысячи долларов на одного работающего в этой отрасли, в то время как в ЕС этот показатель – 126,8 тысячи долларов, а в США – 493,5 тысячи долларов (выше в 33,3 раза). Выработка при производстве российской железнодорожной техники на одного занятого – 20–25 тысяч долларов в год, что в четыре раза ниже, чем во Франции и в восемь раз ниже, чем в Канаде.

В судостроении наши компании тратят в три раза больше рабочего времени на производство одной тонны конструкции, чем в Южной Корее. Автомобилей на одного рабочего в отечественном автопроме выпускается в четыре раза меньше, чем в ЕС. Гражданское авиастроение РФ производит продукции на 20 тысяч долларов в год на работника, военное – в шесть раз производительнее – 120 тысяч долларов, но это все равно значительно меньше, чем в США и ЕС (300 тысяч долларов). Президент Владимир Путин в 2003 г. назвал повышение производительности труда в РФ в разы одной из приоритетных задач на долгосрочную перспективу. Россия ставит перед собой амбициозную цель войти к 2020 году в пятерку ведущих экономик мира. Чтобы быть конкурентоспособными на глобальном рынке, отечественные производители должны не только увеличивать инвестиции, но и развивать инновации и как минимум в два раза увеличить среднюю производительность труда.

Вопросы повышения производительности труда невозможно решить без обращения к трудовой активности работников и их мотивации. Да, конечно, производительность труда на многих российских предприятиях зависит и от других факторов, но трудовая активность – один из важнейших. Трудовая активность была также незаслуженно забыта с советских времен, со времен изучения активности бамостроителей и других великих строек социализма. На наш взгляд необходимо вернуться к изучению трудовой активности разных лиц и субъектов экономики и трудовая активность вместе с производительностью труда и мотивацией сыграет в модернизации экономики России не последнюю роль.

Трудовая активность – реализация интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности. Количественная определенность трудовой активности выражается в достигнутом уровне производительности труда или объеме выполненной работы в единицу времени.

Жизнь требует научного осмысления и самого понятия «трудовая активность», являющая собой сложный социально-экономический и психологический феномен.

Трудовая активность является основным, определяющим видом социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в производство товаров и услуг и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вила трудовой деятельности. Уровень трудовой активности характеризуется достигнутыми результатами в выполнении установленных производственных заданий (норм), повышении качества продукции, совмещении профессий и функций по собственной инициативе, переходе на многостаночное обслуживание по отраслевым и межотраслевым нормам, освоении вторых и смежных профессий, улучшении использования средств труда (оборудования, сырья, материалов), сокращении сроков освоения новых видов продукции и оборудования, оказании помощи сотрудникам по работе, соблюдении и укреплении дисциплины труда и др.

Содержание понятия "трудовая активность" охватывает как собственно трудовую деятельность, характеризуемую качеством и количеством выполненной работы, так и такие ее аспекты, как дисциплинированность участников трудового процесса, характер трудовой активности – творческий, нетворческий. Творческая активность – деятельность, направленная на решение нестереотипных производственных задач, способствующая повышению качественных и количественных результатов труда. Трудовая активность характеризуется рядом показателей, отражающих ее различные аспекты: показатели, характеризующие качество и количество выполненной работы; показатели использования оборудования, овладение передовыми методами и приемами труда; сроки и степень освоения новой технологии, видов продукции; соблюдение норм и правил внутреннего распорядка, технологической и трудовой дисциплины; участие работников в рационализаторстве, изобретательстве, совершенствовании организации производства и труда и т. д.

Как показывает мировой опыт, прежде всего опыт Японии, повышению трудовой активности участников производства уделяется большое внимание. В ведущих фирмах создана система менеджмента, реализуемая по принципу консенсуса, включающая участие работников в прибылях, в управлении организацией, введение творческих элементов в содержание труда, формирование особых средств мотивации: системы пожизненного найма, группового корпоративного духа фирмы и др.

Трудовая деятельность активна лишь в том случае, если она является формой воздействия субъекта трудовых отношений (личности, группы) на трудовую среду, при которой целесообразные усилия действующего обусловлены его свободой, инициативностью, сознательностью, субъективной заинтересованностью, добросовестностью и способствуют удовлетворению его собственных потребностей.

Количественное выражение трудовой активности – это производительность труда каждого конкретного работника. Именно производительность труда может показать, на сколько активен к труду тот или иной работник. Именно через стимулирование производительности труда, ее повышение, может быть повышена и трудовая активность работника.

На макроэкономическом уровне и за относительно продолжительный период производительность труда отражает общую эффективность производства товаров в экономике. Общехозяйственная, макроэкономическая производительность труда, следовательно, может рассматриваться как своего рода интегральный показатель эффективности всей экономики. С уровня производительности труда в конечном счете зависит экономическое благосостояние общества и во многом предопределяется его дальнейшая судьба. Американский экономист Д. Грейсон писал: «Именно производительность труда в большей степени, чем какой-либо другой фактор, определяет уровень жизни всей нации и является в долгосрочной перспектив наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса.

История показывает, что лидер в области производительности, в конце концов, становится экономическим и политическим лидером мире». Задача экономического роста, а также удвоения ВНП актуализирует рассмотрение проблемы производительности труда. При достаточно высоких темпах экономического роста в период с 1999–2008 гг. рост уровня производительности труда в России остается просто ничтожным. За практически два десятилетия по уровню производительности труда мы вышли на показатели 1991 года, при общемировом росте и существенном увеличении производительности труда (в первую очередь за счет Китая). Все это конечно сказывается на общей ситуации в российской экономике и приводит к низкой конкурентоспособности российских товаров международном обмене.

Сравнивая уровень производительности труда в России и в развитых странах, мы отмечаем, что главная проблема заключается в том, что, несмотря на определенный рост производительности труда, разрыв между Россией и развитыми странами существенным образом не сокращается. Напомним, в 1970-х гг. уровень производительности труда в СССР был выше, чем аналогичный показатель во Франции и Великобритании.

Что необходимо сделать, чтобы повысить уровень производительности труда? Существуют два основных предельно агрегированных условия повышения производительности труда. Во-первых, работники должны мочь производительно трудиться, во-вторых, хотеть. Если первое обстоятельство связано с современными производительными средствами производства, технологиями и т. д., то второе – не что иное, как аспект мотивации трудовой деятельности, который, по мнению многих экономистов, в долгосрочной перспективе играет решающую роль в процессе роста производительности труда.

В настоящее время разработано и апробируется в практической деятельности большое количество мотивационных моделей трудовой деятельности, авторы которых хорошо известны специалистам, исследующим данную проблему (А. Маслоу, Ф. Герцберг, С. Кэрролл, Т. Митчелл, Э. Лоулер, Л. Портер,
Э. Мэйо, М. Грегор, Ф. Тейлор, А. Макаренко, Д. Моутон, В. Андреев и т. д.). Данные модели объективно доказали необходимость применения той или иной модели как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

В основе мотивационного конструкта лежат ценностные ориентации. Несмотря на множество ценностных ориентаций, существует всего один осевой (базовый) вид иерархии ценностных ориентации: духовность – материальность. Все остальные ценностные ориентации, так или иначе, выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно, что потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные. Существует также две формы иерархии ценностных ориентации: коллективная и индивидуальная. Таким образом, мы получаем четыре базовых иерархии мотивации трудовой деятельности.

Самоактуализация (тип А) – возможность самореализации, раскрытия своего творческого потенциала (внутренняя гармония, постижение смысла своей жизни, мудрость, творчество и др.).

Альтруизм (тип В) – служение общественному благу. Кроме социальной формы альтруизма существуют и иные формы: защитники природы, борцы за права животных, за равенство, солидарность и т. д.

Деньги (тип С). Деньги в различной форме (зарплата, премии, бесплатные услуги), психофизиологическое наслаждение, комфорт и др.

Российские реформы еще не создали новой мотивации эффективного труда, не подняли престижа честного производительного труда, но уже убедили значительную часть россиян в том, что только добросовестной работой не улучшить своего материального положения. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), лишь 9 % россиян работа доставляет радость, приносит моральное удовлетворение.

Вряд ли стоит долго говорить о том, что пропаганда трудовых ценностей, восхваления трудового энтузиазма сегодня отсутствует, что обуславливает мнение большинства россиян (71 %), в соответствии с которым сегодня в России работают хуже или так же, как и раньше.

Трудовые ценности «вымываются» из трудовой мотивации, что снижает качество человеческого ресурса, способствует негативному восприятию управления и разрыву между управленческими решениями, связанными с высшей мотивацией, и экономическими потребностями работников, ориентированных на ролево-приспособительное отношение к управлению.

Учитывая общемировые тенденции, стоит подчеркнуть, что в условиях нового информационного общества на рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации.

Творческое начало приобретает главенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще дальше. А, как известно, именно творчеству в наибольшей степени присуща самоактуализация. Альтруистов, готовых самозабвенно трудиться на благо всего общества, всегда очень мало, но именно они нередко являются локомотивом, двигающим общество по пути прогресса.

Подводя итоги нашему краткому исследованию проблем мотивации трудовой активности, отметим ключевые проблемы и ключевые решения этих проблем.

Отсутствие пропаганды трудовых ценностей привело в частности к потере общественной значимости, престижности труда управленцев, повышающих производительность труда, передовиков производства. Снизилась мотивационная значимость трудовой самоактуализации. Для решения этой проблемы необходимо принятие комплекса мер, направленных на повышение трудовой самоактуализации, в частности необходимо в рамках государственного социального заказа разработать PR-программы трудовой самоактуализации, в том числе усиление общественной значимости званий, придание им большей значимости, отказ от их тиражирования и формального присвоения согласно определенному цензу.

Несформулированность национальной идеи, миссии России ведет к оскудению мотивации и недоиспользованию пассионарного ресурса. Более того, отсутствие цели общественного развития оказывает серьезное демотивирующие влияние на все общество в целом. Необходимо сформулировать цель общественного развития, национальную миссию России. Устранить рудименты ультралиберального подхода, направленного на полную деидеологизацию (разработка общей концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу). Развитие общенациональной идеи должно отражать обще историческую направленность России. Духовное оскудение, моральный распад общества в последние десятилетия не могут способствовать повышению мотивации. Совершенно очевидно, что если нет определенных ориентиров в будущем, то и созидательный труд невозможен. Удвоение и утроение валового продукта не может быть целью и идеей всего российского общества.

Поэтапное повышение заработной платы, в первую очередь наименее обеспеченным работающим группам населения, может стать также важным мотиватором трудовой деятельности. Разрыв в доходах, усугубленный мнением о нетрудовом источнике доходов бизнес-элиты, существенным образом демотивирует российского работника. Отсутствие должной процедуры аттестации и конкурсов по замещению должностей является основным препятствием в процессе вертикальной социальной мобильности. Необходимо введение прогрессивной шкалы на доходы и собственность. Налог на роскошь. Закрепление процедуры внешней аттестации, конкурсов по замещению должностей в государственных, образовательных, учебных заведениях. Все это может послужить к мотивации трудовой активности и повешению производительности труда, как работника, так и общества в целом.