Влияние мирового экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ

В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей  – почти 3,5 млн. человек.  Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объём инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики – в среднем на 15,6 %). В целом по стране наблюдались негативные тенденции, нашедшие свое отражение в снижении доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие – уменьшение покупательной способности населения).

Наиболее существенный урон от кризиса пришелся на турфирмы, торговые и строительные компании. Так, в сфере туризма обороты снизились на 40–50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. Падение рынка торговли и услуг в среднем по регионам России достигло 15 %. В строительной сфере банкротами объявили себя около 40 % малых предприятий.

Несомненными аутсайдерами оказались сфера образования (сокращение количества малых предприятий на 57,1 %) и сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). Следует отметить, что в докризисный период эти виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса населения страны.

Значительное число малых предпринимателей на фоне кризиса приняло решение о выходе из бизнеса, либо о его «замораживании». По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % – по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей – в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше. Таким образом, российский малый бизнес к середине 2009 года оказался в упадке и не мог играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний.

С другой стороны, в некоторых регионах России была отмечена положительная динамика. По данным официального сайта администрации г. Санкт–Петербург на второй квартал 2009 года город занимал лидирующее положение по количеству малых предприятий – 2 757 на 100 тыс. жителей (в Москве – 2 060).

Необходимость оптимизации расходов путем снижения издержек на ведение бизнеса (как и в других странах, пострадавших от кризиса) привела к неизбежному увольнению работников малых компаний. В официальном докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (далее НИСИПП) констатируется, что среднесписочная занятость в малых компаниях РФ за первый квартал 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилась на 5,4 %. Как отмечалось ранее, наиболее пострадавшие от кризиса сферы также лидировали по числу уволенных: торговые компании (173,9 тыс. человек), строительные компании (112,5 тыс. человек).

Нельзя не отметить вопрос кредитной политики в условиях кризиса. Вопрос кредитования малых предприятий в условиях кризиса стал как никогда актуален. Кризис ликвидности (недостаток финансовых средств у банков) и нестабильность финансового рынка привели к тому, что кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (по сравнению с докризисными 13–15 %). Были свёрнуты действующие ранее кредитные программы беззалоговых и беспроцентных кредитов. Пытаясь хоть как-то себя подстраховать, банки ужесточили требования по залоговому обеспечению, ввиду опасения невозврата кредитов.

В целом положение малого бизнеса в период кризиса оказалось более затруднительным по сравнению с положением крупного бизнеса, в первую очередь из-за большей доступности государственных дотаций для крупных предприятий. О чем свидетельствует исследование НИСИПП, основанное на данных Росстата. Однако нельзя не отметить и появление некоторых положительных тенденций  – во многом благодаря изменениям в законодательстве, было предпринято следующее:

-  С вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 июля 2009 года (регламентирующего проведение проверок в сфере малого предпринимательства) количество проверок существенно сократилось. В то же время, внеплановые проверки бизнеса не были запрещены. Прежним остался и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

-  В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.

-  Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.

-  В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль – до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.

-  Субсидирование и помощь в получении кредита – еще одна антикризисная мера со стороны государства, включающая выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн. руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн. руб.), для молодёжных проектов (до 1 млн. руб.). Более того, в рамках действующей на тот момент программы микрофинансирования стало возможным получение без залога и поручительства кредита в размере до 350 тыс. руб.

-  Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, на срок 2–3 года; 30 % при сроке 1–2 года.

-  Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей – 70 млн. руб.

Итогом вышеперечисленных антикризисных государственных мер стало увеличение количества малых и средних предприятий в России (за год выросло на 9,3 % – с 5 126,9 до 5 605,8 единиц). Количество занятых в МСБ сократилось за год на 1,1 %, товарооборот упал на 9,7 %, а инвестиции сократились на 26,7 %. По расчётам общероссийской общественной организации предпринимателей МСБ «Опора России» (далее «Опора России»), на поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил в 2009 году, от 10,5 до 18,7 млрд. руб., что составило 1,6 % от общего объёма федеральной антикризисной поддержки экономике. Росфиннадзор установил, что около 1 млрд. руб. федеральных субсидий региональному малому бизнесу (5,5 % общего их объёма) не дошла до адресатов, а 822,3 млн. руб. остались неиспользованными.

Но ухудшение условий налоговой политики относительно МСП было неизбежно. Так с 1 января 2010 года единый социальный налог был заменён взносами в госфонды (хотя фактически совокупный размер взносов остался на уровне 26 % от размера фонда оплаты труда).

По данным «Опоры России» летом 2010 года Минфин приступил к обсуждению грядущих негативных изменений в системе налогообложения малого бизнеса, предложив с 2014 года отменить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 года перейти на систему патентов и, снизив предельную численность работников предприятия, ограничить количество плательщиков ЕНВД. В 2010 году плательщиками ЕНВД были 55 % малых и средних предприятий, 37 % платили налог по упрощённой системе (УСН) и 8 % – по общей системе налогообложения.

С 1 января 2011 года правительство приняло решение увеличить долю отчислений с 26 % до 34 % ФОТ (26 % в ПФР, 5,1 % в ФФОМС, 2,9 % в ФСС). Для плательщиков ЕНВД и УСН нагрузка возрастала в 2,4 раза, для отчисляющих налоги по общей системе («доходы минус расходы») – в 1,3 раза. Для недопущения массового перехода налогоплательщиков на общее налогообложение, предприятия с годовым оборотом менее 60 млн. руб. будут обязаны работать по УСН.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем правительственные меры повлекли за собой формальный рост предпринимательской активности, но в тоже время и фактическое снижение качественного уровня показателей ведения бизнеса – созданные бывшими безработными новые предприниматели оказались необученными бизнесу и потому неготовыми к нему, что в длительной перспективе для бюджета и для государства неблагоприятно.

Однако, кроме негативных последствий, можно отметить и положительное влияние кризиса. Наблюдаемое снижение числа предприятий говорит о здоровой экономической конкуренции – с рынка ушли неконкурентоспособные и малоэффективные предприятия.

Подводя итоги, приведем некоторую статистику.

Последнее исследование, проводившееся с июня 2009 по июнь 2010 года, показало, что

- Российская Федерация занимает 123 место среди 183 стран, опустившись за минувший год на семь позиций.

-  По показателю легкости открытия бизнеса страна занимает 108 место в мире (затраты на регистрацию относительно невелики, однако процесс растягивается на 30 дней и требует 9 процедур, что достаточно много).

-  По показателю простоты регистрации прав собственности – 51 место (благодаря низкой стоимости регистрации).

-  По уровню кредитования – 89 место (в стране отсутствует государственный кредитный реестр и в настоящее время кредитную историю граждан ведут частные бюро).

-  По уровню защиты инвесторов – 93 место.

- По уровню налогообложения – 105 место (уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от дохода компании, а составление отчетности занимает 320 часов).

- По показателю легкости ведения международной торговли – 162 место.

- По показателю легкости ликвидации предприятий – 103 место.

-  Выше всего Россия в рейтинге обеспечения исполнения контрактов – на 18 месте (рассмотрение коммерческих споров в суде в России разрешаются за 281 день, что заметно быстрее, чем в среднем во многих развитых странах).

-  Самой проблематичной для бизнеса в России остается строительная сфера. По сложности процедуры получения строительных разрешений Россия – неизменный аутсайдер рейтинга (182 место).

Среди бывших советских республик самое высокое место в рейтинге два года подряд занимает Грузия – 12 место. За Грузией следуют Эстония (17), Литва (23), Латвия (24). Хуже, чем в России с ведением бизнеса обстоят дела в Таджикистане (139 место), Украине (145) и Узбекистане (150).

В заключение хотелось бы отметить, что сектор малых предприятий, как ничто другое, способен к кардинальным сдвигам в социально-экономической ситуации посткризисного периода. Однако успешное развитие данного сектора экономики возможно только в условиях грамотной государственной политики, направленной на его поддержку.