Внедрение инновационных технологий в среднее образование  в России

Современное информационное общество требует ускоренной автоматизации всех сфер производства и управления, увеличивается число работников интеллектуального труда, что ведет к росту эффективности производства за счет повышения квалификации работающих и внедрения наукоемких технологий.
В результате происходит информатизация всех сфер общества, главным богатством которого является знание, происходит переход от товаропроизводяшей к наукоемкой технологии. Появилось направление – инновационная экономика, развитие которой напрямую зависит от наукоемкости производимой продукции и интеллектуализации используемых технологий. Стратегический потенциал развитой страны начал определяться не общим массовым образованием, а творческим потенциалом и уровнем научно-технических и организационно-политических слоев населения. С развитием инновационной экономики общество все больше нуждается во внедренных новшествах, обеспечивающих качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованных рынком. Все больше появляется потребность в людях, развивающих свой творческий процесс, направляющих свой потенциал на его развитие, создание и реализацию изобретений.

Высокая скорость обновления знаний и гиперконкуренция сделали необходимостью непрерывное образование на протяжении всей жизни человека. Увеличились потоки знаний, усваиваемых учеником в процессе обучения, «растянулся» временной интервал учебы. Если ранее, еще каких-то пятнадцать лет назад для получения среднестатистических знаний требовался обучающий процесс, рассчитанный на десять лет, то теперь, с приходом в жизнь людей информационных технологий, потоки знаний усваиваются людьми с дошкольного возраста и до глубокой старости. В связи с этим, инновации стали единственным путем к уникальности и выигрышу в конкуренции, направленной на борьбу за потребителя.

В области образования потребителями зачастую являются дети и юноши в возрасте от четырех до двадцати двух лет. В дальнейшем вопрос образования не теряет актуальности, но молодежь, получив первичные необходимые знания, может заниматься самообразованием с учетом своих потребностей.

Необходимость внесения инновационных изменений в среднее и дошкольное образование обусловлено тем, что сегодня от будущих специалистов требуются не только глубокие знания, но и умение в быстро меняющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности окружающих людей. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.

В последние десятилетия в теории и практике среднего и дошкольного образования все больше внимания уделяется активным и интерактивным формам, методам и технологиям обучения, которые могут стать эффективным средством подготовки школьников. В основу подготовки будущих специалистов вкладывается не форма занятий (уроков), а качество тех знаний, которые получают дети. Во главу учебного процесса помещается развитие психических процессов, обеспечивающих успешность разрешения проблем и проблемных ситуаций – мышление и воображение. Педагог осваивает новые формы обучения – индивидуальный подход к каждому ученику, а не коллективное занятие, как это было принято раньше.

Такой индивидуальный подход дает развитие в человеке интеллекта, эмоциям и прочим нематериальным активам, которые в свою очередь ведут к повышению общего уровня одаренности на основе использования развивающих и гуманитарных технологий.

Стратегический потенциал развитой страны определяться творческим потенциалом и уровнем научно-технической и организационно-политической элиты, которая формируется из одаренных людей. Внедрение в современное образование инновационных технологий ведет к увеличению количества одаренных людей, что соответственно повышает стратегический потенциал нашей страны.

Развитие и формирование предпринимательской культуры в России привело к созданию и коммерциализации знаний, превращение знаний в товар. Увеличивается количество коммерческих детских садов и школ (начального и среднего уровня образования), появляется спрос у потребителя на данные коммерческие структуры (рис. 1, рис. 2). В связи с этим, внедрение инноваций в государственные муниципальные учреждения стали единственным путем к уникальности и конкурентоспособности, по отношению к коммерческим структурам.

Развитие частных школ и детских садов в 2008 г

 

Рис. 1. Развитие частных школ и детских садов в 2008 г.:

 1 – частный сектор; 2 – муниципальные учреждения

 

С развитием инновационного подхода к обучению появилась потребность в новом типе учителей, обладающих информационными и теллекоммуникационными знаниями, знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, умеющего организовывать общение в процессе учебной деятельности, владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни, учителей, способных развить ум, волю, эмоционально-нравственные представления, все то, что является основой успешной деятельности и успешной социализации школьника.

 

Развитие частных школ и детских садов в 2011 г

Рис. 2. Развитие частных школ и детских садов в 2011 г.
1 – частный сектор; 2 – муниципальные учреждения

 

На сегодняшний день существуют разработанные инновационные модели обучения, но проблемой полноценного внедрения этих моделей является ограниченный ресурс времени, большая часть которого традиционно отводится на обязательное освоение обучаемыми действий по установленным образцам, алгоритмам, то есть на репродуктивное обучение. Следовательно, учителю-педагогу в первую очередь необходимо самому овладеть данными методами обучения и апробировать их на себе, при этом он не должен прерывать учебный процесс. Для внедрения данных модулей необходимы «техносферы», которые позволять в дальнейшем перейти на новые методики обучения детей.

С появлением инновационных технологий обучения появляется возможность стратегического развития России быстрыми темпами, внедрение информационных и инновационных технологий в бизнес и технологии, формирование «технологии создания технологий» – важнейший стратегический ресурс развитых стран. Все это выведет Россию на новый этап развития, что благотворно скажется на развитии общества.