Внешнеторговая политика России

Внешнеторговая политика представляет собой комплекс мер государственного воздействия по регулированию экспортных, импортных операций с целью повышения их экономической эффективности. В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Внешнеторговая политика любого государства должна быть ориентирована на защиту интересов национального производителя и населения страны, сохранение экологической безопасности и на обеспечение социального развития общества, обеспечивая должный контроль за уплатой налогов и вывозом капитала за национальную границу. Теоретически же выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм (фр. protectionisme, от лат. protectio защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

В политике протекционизма можно выделить и негативные факторы: поддержка завышенного уровня цен на продукты, защищенные высокими пошлинами; ослабление мотивации к техническому прогрессу; усиление нелегального ввоза товаров; повышение вероятности применения со стороны других стран ответных мер.

Протекционизм может быть селективным (когда защищается внутренний рынок от отдельного вида товара или от государства), отраслевым (осуществление защиты отрасли), коллективным (осуществление взаимозащиты нескольких стран, объединенных в союз), скрытым (используются нетаможенные методы протекционизма).

Второй вид внешнеторговой политики – свобода торговли – представляет собой политику, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров, но не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такой вид политики характерен для стран с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

В «чистом виде» оба вида внешнеторговой политики можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств, как это ни парадоксально, представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, можно выделить следующие основные направления внешнеторговой политики государства:

1) обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;

2) содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

3) интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;

4) повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;

5) формирование интегрированного евразийского экономического пространства;

6) создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте;

7) усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка;

Непосредственно для агропродовольственной сферы можно выделить развитие таких направлений как:

-    содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями;

-    содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов;

-    поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;

-    рационализацию импорта и его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных режимов;

-    превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-    развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Россией государств.

-    обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах («Группа восьми», Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и другие), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами;

-    участие в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, а также в решении глобальных проблем содействия устойчивому развитию, в том числе проблемы глобальных климатических изменений;

-    использование потенциала региональных экономических объединений (форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах;

-    формирование национального механизма содействия международному развитию.

Реализация указанных приоритетных направлений предполагает дальнейшее развитие институтов внешнеэкономической деятельности по трем направлениям.

Первое направление – приведение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации в соответствие с потребностями российских участников внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики.

Второе направление – применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий.

Третье направление – создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики.

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за последние годы увеличился на 155 % и составляет 3,3 % от общего объема товаров. Аналогичная ситуация прослеживается и по импорту: увеличение на 84 %, доля данного вида товаров в общем объеме 17 %.

Таблица. Внешнеторговый оборот России, млн. долл.

Показатель

Год

2005

2006

2007

2008

2009

Все товары из них:

Экспорт

241473

301450

352568

467912

301751

Импорт

98708

137703

199720

267040

167457

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

Экспорт

3903,2

5517

9073

9298

9953,5

Импорт

16269,8

21614

27610

35173

30061,8

Что касается географической диверсификации внешнеэкономических связей России применительно к аграрной сфере стоит отметить следующее. Приоритетным направлением здесь является торговля с государствами-членами Содружества Независимых Государств. Также определяются и направления развития торговых отношений со странами дальнего зарубежья. В частности:

– с Китаем в направлении расширения экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров;

– со странами Европейского союза – расширение производственной кооперации с участием российских и европейских компаний, заключение между ними стратегических альянсов в пищевой промышленности, а также устранение барьеров на пути российского экспорта на рынок Европейского союза, увеличение взаимных инвестиций и торговых потоков;

– со странами Азии – наращивание экспорта сельскохозяйственных товаров и продовольствия;

– со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, располагающими разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний – создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, о том, что внешнеторговой политике именно в агропродовольственной сфере не уделяется должного внимания, а в условиях современных глобализационных процессов это является необходимым, поскольку при вступлении во Всемирную торговую организацию отечественные предприятия агарной сферы могут серьезно пострадать. Для этого, на наш взгляд, необходимо более активно реализовывать мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности в АПК.