Регулирование социально-трудовых отношений в РФ

Регулирование социально-трудовых отношений выступает основной задачей государства на современном этапе. Большое внимание при этом уделяется, как правило, социальной защите. Реализация функций социальной защиты населения является базовым элементом деятельности государства, а сама эта деятельность характеризует экономические возможности, зрелость общественного развития и политические приоритеты. Социальная политика – один из основных индикаторов перспективности общества. В развитых странах она выступает частью государственного регулирования отношений общественных групп и обеспечения прав и гарантий человека. Речь, прежде всего, идет о работающем человеке, но не только о нем. Социальная защищенность в современном понимании касается населения в целом и учитывает его возрастные, гендерные, расово-этнические и иные особенности.

Экономическая природа обязательного социального страхования неразрывно связана с такой экономической категорией, как цена рабочей силы на рынке труда, более того, расходы работодателя на страховые платежи по системам обязательного социального страхования – не что иное, как часть ее стоимости. В связи с этим механизм реализации соответствующих обязанностей работодателей в сфере социального страхования объективно является частью общего правового механизма, регулирующего отношения между работодателем и работником.

Государственное регулирование трудовых отношений включает в себя такие аспекты, как взаимодействие государства с работодателями и работниками, трудовая иммиграция, регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, условий и продолжительности, помощь в трудоустройстве молодежи, защита прав женщин, лиц пенсионного возраста, представителей этнических меньшинств, государственное страхование на случай безработицы.

Для большинства населения ведущих стран мира занятость служит главным источником получения стабильных доходов, возможностей обязательного и дополнительного социального страхования, выплат по болезни, оплачиваемых отпусков.

Политика доходов населения в экономически развитых странах осуществляется на основе сочетания государственного и рыночного регулирования. Наиболее существенные меры воздействия на уровень доходов в обществе осуществляются на основе вмешательства государства в перераспределительные процессы в обществе.

Государственные институты при распределении доходов в обществе имеют в своем распоряжении следующие рычаги:

– установление гарантируемого минимума заработной платы;

– установление максимальной продолжительности рабочей недели

– прямое регулирование заработной платы в государственном секторе экономики;

– налоговое регулирование;

– законодательное регулирование коллективных договоров;

– установление минимального гарантированного дохода семьи.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп, получателей доходов и социальных выплат населению.

Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности.

Анализируя практику регулирования доходов в индустриально развитых странах можно выделить две основные модели:

  ·   западногерманская – основывается на договорных отношениях объединений работодателей и работников (в лице профсоюзов) по поводу уровня приемлемой для субъектов трудовых отношений заработной платы и социальных гарантиях в рамках отдельных отраслей экономики, а также в межотраслевом разрезе. Речь идет о так называемых тарифных долгосрочных соглашениях, устанавливающих достаточно высокую заработную плату, благоприятные условия и режимы труда, возможность повышения квалификации на предприятии, значительные уровни отчислений на пенсионное и медицинское страхование. Процедурно заключение тарифных соглашений – достаточно сложный процесс, требующий высокой правовой культуры, использования цивилизованных механизмов солидарности, умения учитывать интересы каждой из сторон;

  ·   модель государственного регулирования заработной платы (применяется, например, в Швеции) – государство задает работодателям высокие, обязательные для применения стандарты заработной платы и условий труда. Применение такого способа регулирования трудовых отношений требует достаточно зрелых рыночных отношений, сильных профсоюзов, наличия у власти социал-демократической партии.

Развитие социально-трудовых отношений в экономически развитых странах происходит под воздействием таких системообразующих принципов жизнедеятельности, как личная ответственность, опора на собственные силы. Каждый из этих взаимодополняющих принципов является условием функционирования механизма мотивационной среды, нацеленности на образовательную и профессиональную самоподготовку, трудоустройство, предпринимательство, достижение успеха и благополучия. В современных трудовых отношениях политика нацелена на создание условий для активной жизнедеятельности граждан, реализации их трудового и интеллектуального потенциала.

Государством принимались меры для обеспечения ускоренного роста занятости женщин, имеющих детей: именно они прежде были главными получательницами этих пособий. Схемы по созданию рабочих мест оказываются результативнее, если они сочетаются с предоставлением соответствующей профессиональной подготовки, базового образования, помощи в решении социальных, бытовых, семейных проблем.

При этом комбинация мер, противодействующих отторжению социально уязвимых групп с рынка труда, доказала свою эффективность. В США количество ежемесячных получателей пособий сократилось с 12,3 млн. в 1996 г. до
4,9 млн. в 2003 году.

Ускорение изменений на рынке труда (снижение уровня стабильности и гарантий занятости, рост нестандартных видов труда, расширение трудовой миграции) требует наряду с традиционными мерами контроля над исполнением правил найма и увольнения работников, совершенствования процессов воздействия на системы подготовки, страхования рабочей силы. Государство поощряет частных предпринимателей к развитию социальных программ в сфере профессиональной подготовки, медицинского страхования, широко применяя механизм налоговых льгот. Обращение к зарубежному опыту государственного регулирования трудовых отношений показывает, что политика государства в развитых странах выступает важнейшим фактором повышения трудовой мотивации, социальной защищенности работников и работодателей, упрочнения социальной мобильности. При этом оплата труда остается важнейшим фактором повышения уровня образования, профессионализма, квалифицированного кадрового обеспечения.

На протяжении последних двух десятилетий в экономически развитых странах удельный вес оплаты труда в ВВП составлял 45–55 %, пенсий – 12–18 %, а
 совокупная их доля – примерно 60–65 %. СССР расходы на оплату труда и пенсионное обеспечение в ВВП в конце 80-х годов составляли 45 % и 8 % соответственно; сегодня – 23 % и 5,5 %. По прогнозам специалистов МЭР и ПФР, эти показатели будут постепенно повышаться и приблизятся в 2025 г. по оплате труда к 26 % ВВП, по пенсионному обеспечению – к 6 % ВВП, а их совокупная величина – к 32 % ВВП (что в 2 раза ниже уровня, которого экономически развитые страны достигли в 80-е годы).

Столь низкий удельный вес оплаты труда свидетельствует не только о недооценке труда и девальвации трудовых источников дохода, но и о низком уровне базы обязательного социального налога. Соответственно, невелики возможности дополнительного социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского. По сути, оплата труда превратилась в России в фактор трудовой демотивации и тормоз экономического роста.

Удручающе низкая динамика повышения базовых доходов населения за достаточно длительный период (1990–2025 гг.) свидетельствует об отсутствии не только стратегических ориентиров, связанных с достижением достойного уровня жизни граждан, но и необходимого общественного консенсуса. При этом исходным является неразвитость гражданского общества, которое все еще не способно к четкой артикуляции своих прав и их отстаиванию.

Потенциал существовавшей до последнего времени социальной защиты не соответствовал потребностям в обеспечении социальных гарантий, выплат и льгот в объеме, предусмотренном российским законодательством. Крайне низкий размер большинства пособий и выплат, их несоответствие минимальным международным стандартам социальной защиты – свидетельство невысокой эффективности действовавшей системы. Макроэкономические показатели эффективности социальной защиты – уровень и качество жизни, состояние здоровья и продолжительность жизни, масштабы и глубина бедности – также свидетельствовали о том, что действовавшая до недавнего времени система социальной защиты не справлялась со своими задачами и нуждалась в реформировании. Создание системы социальной помощи, адекватной новым рыночным отношениям, предполагает осуществление перехода от уравнительного (категориального) принципа предоставления выплат и льгот к адресной социальной поддержке населения.

Важнейшими принципами новой системы социальной защиты населения являются всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным слоям населения; интеграция в единую систему социальной защиты на всех уровнях – федеральном, региональном и местном – с четким определением прав и ответственности каждого из этих уровней и источников ресурсного обеспечения; возрастание роли добровольных общественных институтов, частной благотворительности и внутрифирменного патернализма в социальной защите; надежность ресурсной базы социальной защиты населения на основе перехода от остаточного к нормативному принципу выделения средств с использованием социальных стандартов, играющих роль государственных гарантий минимального уровня доходов и потребления социальных благ и услуг; гибкость системы социальной защиты с учетом динамики социально-экономических процессов и явлений, в том числе путем согласования интересов сторон; приоритет активных мер социальной защиты граждан.

В отношении трудоспособных граждан политика социальной защиты реализуется в том, что им предоставляются равные возможности для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, инициативы и предприимчивости, а также обязательное и добровольное страхование от различных видов социального риска.

В последнее время правительство Российской Федерации приняло ряд мер по улучшению социального положения граждан. Социальная политика стала ключевым направлением деятельности нашего государства, что свидетельствует о возросшем понимании значения человеческих ресурсов в обеспечении устойчивого экономического роста страны и ее конкурентоспособности. В настоящее время реализуются следующие социальные программы: «Образование», «Жилищное строительство», «Здравоохранение» и др., в ходе которых создаются центры здоровья, центры занятости, обеспечивающие профессиональную переподготовку граждан, что способствует повышению трудовой занятости населения. Отмена ЕСН с 2010 года также способствует постепенному улучшению системы социального страхования в целом.

Отмена сниженных ставок ЕСН (10 % с зарплаты в пределах 280–600 тыс. руб. в год и 2 % с зарплаты, превышающей 600 тыс. руб. в год) и переход к единой ставке 26 %, а к 2011 году до 34 % приведет к росту страховых взносов работодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам в диапазоне 23–60 тыс. руб. в месяц. Помимо этого, государство стремится повысить ответственность граждан за свое будущее материальное положение, стимулируя участие граждан в формировании накопительной части пенсии. Увеличение пенсионного обеспечения (валоризация) и ряд других социальных мер направлены на повышение уровня жизни граждан и их благосостояния. Социальная направленность должна занимать ключевое место в развитии экономики страны.