Морские мины предназначены для поражения судов и подводных лодок, а также для затруднения их плавания. В частности, их используют для блокировки портов. Наверняка каждый слышал о том, что мины в черном море в настоящее время встречаются чаще, чем дельфины. Конечно, это утрированно, но в новостях только и слышно, что очередная мина причалила к берегу Одессы или дрейфует по направлению к Турции. А в сети даже ходят истории о том, что мина доплыла до пролива Босфор или даже Средиземного моря. Но что представляет собой это оружие? Каких видов бывает, и как вообще происходит разминирование? Постараемся далее разобраться во всех этих вопросах.
Содержание
- 1 Когда появились первые морские мины
- 2 Почему мины на море так важны
- 3 Виды современных мин
- 3.1 Донные мины
- 3.2 Донные мины отложенного действия
- 3.3 Какие мины применяются в Черном море
- 3.4 Как разминируют море
Когда появились первые морские мины
Первые морские мины, а точнее их предшественники были описаны еще в XIV веке в военном китайском трактате Холунцзин. Также китайские мины описываются в XVI веке, их использовали в борьбе с японскими пиратами.
Мины представляли собой тщательно герметизированные деревянные ящики или бочки со взрывчатым веществом и длинным шнуром, который тянулся до засады на берегу. То есть они были отложенного действия. Человек на берегу резко дергал шнур и тем самым приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнем, в результате чего возникала искра и мина взрывалась.
Первая контактная мина была придумана изобретателем Давидом Бушнелем во время американской войны за независимость (1775-1783 гг). Она представляла собой все ту же бочку с порохом, которая взрывалась при столкновении с кораблем. С тех пор было придумано множество разновидностей мин, которые широко применяются по сей день.
Почему мины на море так важны
На море мины играют гораздо большее значение, чем на суше. Они быстро стали оружием стратегического назначения, потеснив собой артиллерию и прочие виды морского оружия. Все дело в стоимости кораблей и их значении. Согласитесь, потерять корабль — это не то же самое, что и потерять, к примеру, танк.
Количество кораблей всегда ограничено. Даже потеря одного корабля иногда может отразиться на оперативной обстановке в море. Корабли обладают большой огневой мощью и численным экипажем. А значит взрыв всего одной мины под кораблем может иметь гораздо большее значение, чем взрывы сотен мин на суше под танками.
Виды современных мин
Большинство людей представляют мину в виде большого черного шара, который плавает на поверхности воды или удерживается под водой якорем. Если корабль зацепит такую мину, она взорвется, и судно пойдет ко дну. Такие мины они называются гальваноударными, они действительно самые распространенные. Но у них есть один недостаток — они хорошо заметны и легко устраняются. В результате конструкторами было разработано множество других типов мин, которые не имеют этих недостатков.
Донные мины
К примеру, внимания заслуживает донная неконтактная мина. В отличие от гальваноударных мин, она мирно лежит на дне до тех пор, пока над ней не проплывает корабль. Срабатывание может происходить на звук, изменение магнитного поля или давления воды. То есть для взрыва не требуется непосредственного контакта с кораблем.
Обезвредить такие мины гораздо сложнее, и при этом они совершенно незаметны. Единственный их недостаток — их невозможно использовать на большой глубине. Поэтому такие мины широко использовала Германия в ходе ВОВ. Они позволяют резко уменьшить мобильность вражеского флота.
Донные мины отложенного действия
Отдельного внимания заслуживают подводные мины отложенного действий. Во время Второй Мировой войны известность приобрела немецкая мина LMB/S. Она сбрасывалась с самолета на парашюте. После касания воды, активировался часовой механизм, и мина взрывалась, если за это время не оказывалась на глубине 4,7 метра. Это защищало ее от попадания в руки противника.
На глубине 5,18 метра другой гидростат запускал часы, заведенные на время от 30 минут до 6 часов или от 12 часов до 6 суток. По истечении этого времени взрывное устройство приводилась в боевое положение. До этого она была абсолютно безопасна для кораблей. Как правило, в эти мины было встроено еще одно гидростатическое устройство, которое активировало взрывной механизм в случае попытки извлечь мину из воды.
В настоящее время также используются донные мины отложенного действия, но в них используется не часовой механизм, а датчики магнитного поля. Если над миной проплывает корабль, она не взрывается, а отсчитывает один шаг. Таких шагов мина может иметь от 1 до 12. Это усложняет работу магнитных тральщиков для разминирования, ведь никто не знает на сколько шагов заведена мина и когда она взорвется. Возможно, после прохода тральщика на минах подорвутся военные корабли.
Как правило, для большей надежности современные мины имеют не только магнитные датчики, но и акустические, которые реагируют на шум корабля. Некоторые модели, как уже было сказано выше, реагируют на изменение давления воды. Благодаря этому они не реагируют на маленькие катера. Также существуют индукционные взрыватели, которые реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля. Они срабатывают только на корабли, имеющими ход.
В отдельный класс можно выделить управляемые мины, которые управляются с берега или рядом проплывающего корабля. Управление может осуществляться как по проводам, так и беспроводным способом.
Какие мины применяются в Черном море
Международная служба предупреждения о метеорологической и навигационной обстановке в мировых акваториях еще в марте стала сообщать о наличии дрейфующих самовзрывающихся контактных мин в Северо-Западной, Западной и Юго-Западной части Черного моря. В результате весенних штормов они были сорваны с якорных цепей. Таким образом наличие контактных мин в акватории Черного моря является реальностью.
Как утверждают специалисты, речь идет о старых советских морских минах ЯМ и ЯРМ. По словам капитана 2-го ранга в отставке Александра Крыштоба, ЯМ является мощной донной миной, которая выпускалась еще во времена ВОВ. Она имеет заряд массой 28 кг, в результате чего способна повредить даже крейсер.
Так как эти мины очень старые, они представляют серьезную опасность — может произойти самоподрыв. Но, с другой стороны, просроченная мина может вообще не взорваться. Зачем же тогда их применяют? Минное поле, составленное даже из неработающего, казалось бы, оружия, представляет опасность. Ведь ни кто точно не может сказать, сработает ли мина.
Иногда военные вообще не используют мины, а лишь демонстративно делают вид, что что-то разбрасывают в море с кораблей и самолетов. После этого противник не будет жертвовать боевым кораблем, чтобы выяснить, реальное ли минное поле или фикция. К тому же, как уже было сказано выше, успешный проход одного корабля еще не говорит об отсутствии реального минного поля.
Что касается ЯРМ — это фугасные контактные мины, предназначены для противодействия морскому десанту. Они компактные, поэтому их, как правило, устанавливают вручную с кораблей. Шторм практически все такие мины либо выбрасывает на берег, либо уносит на глубину.
Как разминируют море
Для устранения мин используют специальные корабли — тральщики. Они бывают как контактными, так и неконтактными. Кроме того, существуют специальные поисковые противоминные аппараты.
Чтобы избавиться от контактных мин, используют специальные тралы, которые перерезают минреп, в результате чего мина всплывает. Затем ее попросту расстреливают из огнестрельного оружия. Иногда вместо кораблей тральщиками служат вертолеты и самолеты. Вполне возможно, что в будущем эту задачу смогут выполнять даже беспилотники, которые считаются наиболее перспективным видом оружия будущего.
ВНИМАНИЕ! Информация, которую вам нужно знать, находится здесь. На нашем Яндекс.Дзен канале вы найдете контент, который мы не публикуем на сайте.
Для устранения донных мин, используют тралы, которые создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей, определенный звук или имитируют проход корабля другим способом. Если известно где установлены мины, для их устранения могут быть установлены специальные подрывные заряды, которые вызывают детонацию.
Напоследок рекомендуем ознакомиться со стратегическим морским российским оружием, которое находится еще в разработке. В США его сразу назвали «оружием судного дня». Чем оно заслужило такое название, читайте здесь.
Источник: hi-news.ru