В четверг пресс-служба Федерального агентства по туризму анонсировала летние чартерные туры в 12 регионов России, от Камчатки до Калининграда. Часть расходов по организации перелетов государство компенсирует осенью, чтобы туроператоры уже сейчас могли уже сейчас снизить финальную стоимость пакета для путешественников. Казалось бы, новость отличная, но турагенты и туристы отнеслись к ней с изрядной долей скепсиса.
Во-первых, вылеты запланированы преимущественно из Москвы (с редкими вкраплениями Санкт-Петербурга). Получается, что жители других регионов воспользоваться программой не могут, хотя, возможно, хотели бы. “Мы, жители юга тоже хотим куда-нибудь поехать по более доступным ценам, — пишут в комментариях тг-канала Зарины Догузовой. — А то получается, что все едут к нам. Можно было бы сделать туры из Ростова или Краснодара в Карелию, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Мы тоже хотим посмотреть нашу страну”.
Ростуризм позиционирует чартеры как способ сделать внутренний туризм более доступным. Однако, многие из заявленных программ очень короткие, например, в Калининград самолеты будут отправляться только один раз в неделю в августе и сентябре. Получается, что на Балтику чартерами слетают немногим больше 1000 туристов. В контексте России (и даже Москвы) это ничтожно мало, особенно учитывая, что в день осуществляется 8 регулярных рейсов в тот же Калининград.
Масштабами программа Ростуризма вообще не впечатляет: по оценке зампреда правительства РФ Дмитрия Чернышенко, в этом году ей воспользуются примерно 50 000 туристов (в прошлом году — 30 тысяч). При этом только в Калининградской области по оценкам ежегодно отдыхает около 2 млн россиян. А по всей России, согласно высказываниям того же Чернышенко, в 2021 году путешествовали 63 млн человек.
Что касается цен, то экономия при путешествии по России именно на чартере не всегда очевидна. Например, четырехдневный тур из Москвы в санаторий Кавминвод стоит от 105 000 рублей. А в Тобольск — от 60 000 рублей.
На чартерную программу Ростуризма выделено около 2,5 млрд рублей, но туроператоры не спешат к ней присоединяться. Очевидным монополистом выступает компания Fun&Sun (экс TUI Россия): именно она продает туры по всем 12 направлениям. Только в Дагестан перелеты запустил еще один оператор — “Интурист”. Ранее Tourdom.ru подробно разбирался, почему компании не выстраиваются в очередь за субсидиями. Одна из важнейших причин — отсутствие инфраструктуры в регионах, куда полетят чартеры. Туристов просто негде селить, особенно если речь идет о больших группах, разом прилетающих на чартерах. Кроме того, во многие локации путешественников недостаточно просто привезти и разместить. Например, на Камчатке, чтобы увидеть основные достопримечательности, нужен вертолет, а это уже выходит за рамки стоимости тура. Турагенты указывают в своих комментариях на то, что многие экскурсионные программы туроператора составлены спорно. “Прилет в Грозный, тут же переезд во Владикавказ, там ночевка, после чего….снова переезд в Грозный. А чего ездили-то? Дорогу посмотреть?”
И самое главное — летнюю чартерную программу анонсировали слишком поздно. На Сахалин и Камчатку поездки обычно планируют еще в декабре. “Ложка дорога к обеду. Все не вовремя. Как обычно”, — подытожили комментаторы Tourdom.ru
Тем не менее, хорошо, что инициатива по субсидированию перевозки туристов вообще появилась. Дополнительные рейсы по России, пускай и малочисленные, это, безусловно, хорошо. Кто-то впервые откроет для себя Сахалин или Камчатку или какой-то другой регион. Турагенты, например, хорошо отзываются об экскурсионных турах в Татарстан. Однако для того, чтобы сделать программу массовой и привлечь больше участников, нужны изменения правил субсидирования рейсов. Туроператоры отправляют туристов по России регулярными рейсами, организуют автобусные туры, железнодорожные чартеры. Почему бы не расширить действие программы на все виды перевозки? Предложения на эту тему ранее уже высказывались, возможно, оценив результаты, Ростуризм обратит на них внимание.
Автор: Наталья Иншакова Внутренний туризм, Россия,
Источник: tourdom.ru